В настоящее время в СМИ идет активное обсуждение вероятности введения санкций Евросоюза в отношении нашей республики или отдельных чиновников в соответствии с принятой Европарламентом резолюцией о нарушении политических прав.
На мой взгляд, если ЕС и введет какие-то санкции в отношении наших чиновников, то они навряд ли будут очень значительными. Потому как тогда наша страна может пойти на контрмеры и начать оказывать давление на западные компании, которые ведут свой бизнес в Казахстане, а их здесь немалое количество. Поэтому ЕС не станет рисковать, так как может потерять свои активы. Политические бонусы, которые у него могут появиться при наказании ряда казахстанских чиновников за нарушение прав человека, не стоят того. Ввиду этого заявление Европейского парламента в адрес нашей страны это не более чем предупреждение и серьезных действий, я думаю, не будет.
Если же такие санкции будут введены, то реакция нашего общества будет негативной. Такие европейские меры даже могут быть в некотором роде на руку властям, так как в этом случае на их сторону станет процентов 80 казахстанцев. Остальная часть общества распадется на оппозиционеров, поддерживающих прозападные взгляды, которые будут за введение санкций, и оппозиционеров-патриотов, осуждающих ЕС.
Да, казахстанцы по большому счету не очень хорошо относятся к политическим деятелям, в том числе олигархам, которые могут попасть в санкционные списки. Однако все же, я думаю, из-за того что большинство граждан нашей страны негативно относится к тому, что руководство других государств и международных организаций вмешивается во внутренние процессы, происходящие в Казахстане, особенно сейчас, когда в обществе возрастают национал-патриотические настроения, угрозы извне будут более важными, чем неприязненное отношение к бюрократам и олигархам. Из этого следует, что количество поддержавших европейские санкции против Казахстана будет очень небольшим, не более пяти процентов.
А на то, что таких санкций не будет, указывает разрешенный митинг 28 февраля в Уральске, который санкционировали не случайно, а по заявке прозападно настроенных либеральных активистов. Кроме этого, все ограничительные меры в отношении ряда НПО, получающих финансирование из-за рубежа, были сняты незадолго до принятия самой резолюции. И самое важное это то, что экономические интересы Запада в Казахстане перевешивают пока любые разговоры о нарушении прав человека.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: twitter.com