На прошлой неделе вышел указ президента Касым-Жомарта Токаева о внесении изменений в прежний указ первого президента РК от 29 марта 2002 года №828 «О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти». В нем указан перечень должностей политических государственных служащих и иных должностных лиц, назначаемых первым президентом РК – Елбасы, председателем Совета безопасности РК.
Согласно документу, главы МИД, Минобороны и МВД, будут назначаться президентом РК после согласования с председателем Совбеза. Помимо этого, утверждение глав органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту страны, такие как администрация президента, генеральная прокуратура, комитет национальной безопасности, агентство по делам государственной службы, агентство по противодействию коррупции, Национальный банк, республиканская гвардия, служба внешней разведки «Сырбар», служба охраны президента, счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, управление делами президента, должно быть также согласовано с главой Совета безопасности страны.
Этот указ уже вызвал бурю обсуждений в социальных сетях и среди политологов. Некоторые посчитали это передачей части полномочий от Токаева обратно в руки Назарбаева, признав правоту версии о полной зависимости нового президента от первого. Толганай Умбеталиева, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии, кандидат политических наук ответила на вопросы «Эха Казахстана», прокомментировав это решение.
– Э.К. Получается Токаев отдал свои полномочия первому президенту?
– Т.У. Это лишь дополнительное подтверждение тех норм, которые были закреплены в законе о первом президенте. Там также были эти пункты. Видимо, появилась необходимость в дополнительном подтверждении их юридической силы и введение в политическую игру. Соответственно, это означает, что Токаев согласен руководствоваться этими пунктами закона о первом президенте. Ранее был риск, что Токаев как президент страны, обладающий большими полномочиями, чем экс-президент, теперь может отменить в целом закон о первом президенте.
Поэтому эти действия я рассматриваю как игры внутри элиты. Период адаптации к новому президенту прошел, теперь идет попытка выстроить отношения внутри элиты, все участники пытаются «расставить все по местам». Думаю, что особенно это беспокоит тяжеловесов, которые в большей степени чувствуют себя неуютно. Новому президенту они ничего интересного с точки зрения развития страны не предложат, это Токаев прекрасно понимает, но в «игры» постоянно играть будут. Им же нужно чем-то заняться на своих позициях.
С точки зрения нового президента желательно их нейтрализовать, дав возможность молодым показать себя, а главное – найти решения проблемам, накопленным за последние 5-10 лет. Молодые, конечно, будут «разыгрывать» разные комбинации, но между собой, и главным судьей в этой игре будет Токаев, его решения будут важными. При раскладе, когда тяжеловесы сохраняют свои позиции, Токаев будет не главным, и может сам оказаться объектом интриг. И, пока есть Нурсултан Назарбаев, политические весы будут постоянно склоняться то в одну сторону, то в другую, возможно, по этой причине Токаеву необходимо нейтрализовать тех, кто может быть по политическому весу внутри элиты не уступать ему. И это могло не понравиться тяжеловесам, «старой гвардии», которые еще не планируют заканчивать свою карьеру. В связи с чем они решили напомнить новому президенту границы его правовых полномочий.
– Э.К. Насколько тогда были правы те, кто говорил, что Токаев временный транзитный президент?
– Т.У. Сейчас не могу утвердительно ответить на этот вопрос. В истории много случаев, когда временный руководитель становился постоянным, и надолго. Токаев является выбором элиты страны во главе с Нурсултаном Назарбаевым, поэтому возникает вопрос: зачем нужно было прилагать столько усилий, чтобы обеспечить всеми правдами и неправдами победу Токаеву и теперь пытаться его удалить. У политической элиты был выбор выдвинуть в кандидаты в президенты наряду с Токаевым и другого кандидата, но они остановились на одной кандидатуре.
Скорее всего, идет попытка сформировать новый расклад внутри элиты, кто-то пытается сохранить свои нынешние активы, кто-то пытается изменить, приумножить. Не думаю, что кто-то из элиты хочет взять ответственность на себя за решение проблем, за выстраивание диалога с обществом, быть на виду и слышать в свой адрес разные оценки, которые сейчас слышит Токаев. Тогда как получать дивиденды, экономические и политические, за спиной Токаева в большей степени всех устраивает. Главной задачей было “держать” под контролем Токаева, ограничив его влияние на кадровые назначения. Этот вопрос сегодня является важным и тоже чувствительным для элитных групп.
Фото: vlast.kz