В феврале, несмотря на рост доходов от нефти, а также на то, что пандемия коронавируса пошла на убыль, запасы Национального фонда все равно продолжали снижаться.
За прошлый месяц стоимость нефти марки «Brent» возросла более чем на 16 процентов – до 65,45 долларов за баррель. Поэтому приток денежных средств в Национальный фонд в виде прямых налогов от нефтяных компаний значительно увеличился, почти в пять раз – на 158,2 миллиарда тенге. Пошли в рост также отчисления, поступающие от операций, которые этими компаниями осуществлялись, — на 31,4 процента – до 1,3 миллиарда. Вместе с тем явственно увеличились средства, поступающие от приватизации госсобственности, а именно в 6,6 раза до 1 миллиарда тенге, и реализации земли сельхозназначения – в 6,7 раза до 0,02 миллиарда тенге.
Не было в прошлом месяце поступлений от передачи в конкурентную среду активов квазигосударственного сектора. Также не было изменений и в объеме других поступлений и доходов Нацфонда, он остался прежним.
В феврале совокупный объем поступлений в фонд увеличился на 164,5 миллиарда тенге. Но израсходовано было в разы больше – 756,8 миллиарда тенге. Причем в том месяце затраты, в виде гарантированных трансфертов в госбюджет (более 520 миллиардов тенге) и на целевые расходы (почти 230 миллиардов тенге), возросли почти в два раза — на 375,4 миллиарда тенге. То есть из этого следует, что расходы Нацфонда превышают поступления по большому счету именно из-за трансфертов для поддержки бюджета, который на сегодняшний день остается дефицитным.
Из-за того что расходы Нацфонда гораздо больше, чем поступления в него, нефтедолларовые активы нашей страны сократились за прошлый месяц на 0,8 процента, до 27 триллиона 119,2 миллиарда тенге, то есть на 210,9 миллиарда. С января нынешнего года сокращение вышло на уровень 1,7 процента или 549,7 миллиарда тенге. Однако всё это почему-то не вызывает тревоги у Министерства финансов, которое формально является управляющим финансами и Нацфонда, и Нацбанка.
А переживать есть о чём, ведь с 2015-го года Нацфонд работает в расходном режиме, поддерживая бюджет, нынешний курс национальной валюты, а также выделяя значительные средства на поддержание банков второго уровня и крупного бизнеса. Кубышка наша получается не увеличивается, а с каждым годом всё уменьшается и уменьшается. Плюс из этих же средств идет обслуживание растущего внешнего долга страны, который также растет. Не создавая новых источников дохода и не инвестируя в производство и реальный сектор экономики, данные средства от нефти и полезных ископаемых рискуют вообще улетучиться в ближайшие несколько лет, что будет иметь катастрофические последствия для пенсионной системы и вообще для государства. Помимо этого, всегда есть опасность ареста активов Нацфонда на Западе. Думают ли об этом вообще наши чиновники, большой вопрос.
Нурасыл Алиев, экономический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: erece.org