Эхо Казахстана
  • Главная
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
    • Коррупция
    • Криминал
    • Культура
    • Медицина
    • Образование
    • Религия
    • Спорт
    • Факты истории
  • В мире
    • Содружество
    • Украина
  • Аналитика
No Result
View All Result
Эхо Казахстана
No Result
View All Result
Главная Аналитика

Прозрачность управления госдолгом не входит в приоритеты правительства

5 лет назад
Прозрачность управления госдолгом не входит в приоритеты правительства

За 5 лет сумма госдолга республики увеличилась в 2 раза, а механизмов контроля над данным процессом у общества так и не появилось. В структуру госдолга входят долг кабмина и обязательства различных организаций и компаний, для которых государство является гарантом или поручителем. Однако его конечные плательщики – это казахстанцы, которые погашают долг посредством уплаты налогов. Ввиду этого в Казахстане нужно обеспечить транспарентность долгового портфеля, а также добиться высокой эффективности предоставляемых кредитов. Но, откровенно говоря, возможности граждан осуществлять контроль над расходованием этих средств минимальные. Поэтому государству нужно выработать единую политику управления долгом, а осуществлять ее должен Минфин, которым, собственно, на сегодняшний день выполняется большинство профильных функций.

На протяжении последних 5 лет госдолг увеличился с 14,4% до 29% к ВВП, к январю этого года он составил 20,6 триллиона тенге. Затраты на его обслуживание и погашение внешнего и внутреннего в течение последних шести лет выросли в 2,4 раза, то есть до 1,4 триллиона тенге. В целом же рост госдолга приемлем до того времени, пока темпы экономического роста превосходят динамику его роста. Тем не менее существует долговой предел, при достижении которого положение госсредств становится более хрупким. В Евросоюзе предел составляет 60% от ВВП. В казахстанской «Концепции новой бюджетной политики» говорится, что госдолг в прошлом году не должен был быть более 27% к ВВП, но к началу этого года он оказался на 2% выше.

К настоящему времени номинальный долг называли невысоким и довольно устойчивым. То есть государство было пока способно реализовать все обязательства по нему, причем без дополнительной финансовой поддержки. Но время продемонстрировало, что власти не способны контролировать цены на энергетические ресурсы, и не могут предугадать колебания мировой экономики и пандемии. По информации Всемирного банка, сегодняшний уровень госдолга нашей страны приемлем, если нефть имеет высокую стоимость и сокращается ненефтяной дефицит. Стоимость нефти мы не можем контролировать, а снижение ненефтяного дефицита не было достигнуто, и одна из причин этого – пандемия коронавируса. В финрегуляторе заявили, что Казахстану нужно изменить отношение к госдолгу, а именно обеспечить большую устойчивость госсредств. Чтобы ее обеспечить нужно более прозрачно и тщательнее управлять госдолгом, особенно внешним.

Эту функцию президентская администрация поручила закрепить за Миннацэкономики, что, собственно, и было сделано. В настоящее время у Минфинансов есть на сайте раздел о госдолге, Нацбанком ежегодно публикуются отчеты о платежном балансе и внешнем долге, Минэкономики же не предоставляет ни отдельного анализа госдолга, ни информации о его состоянии. Сегодня управление долгом осуществляется по немалому количеству документов. Но их несогласованность, закрытость данных и неоднозначные определения в них предела госдолга, демонстрируют отсутствие у кабмина конструктивной политики и четкого механизма управления им.

Увеличение госдолга – это и рост расходов госбюджета на его обслуживание, а также и потребность более тщательного анализа возможностей доходов бюджета. Постоянный рост госдолга, отсутствие необходимых данных о его структуре и его влиянии на экономику свидетельствуют о необходимости выработки единой политики. Для этого можно разработать стратегию управления долгом, в которую войдут все нормы и регуляции из документов и будут ясны способы поддержания долга на нужном уровне и уменьшения долговой нагрузки.

В декабре 2019-го главой государства было дано поручение о разработке Единого реестра внешнего казахстанского долга. У Минфина на сайте есть раздел «Государственный долг», один из его подразделов носит название «Внешний долг по странам», однако сказать, что это Единый реестр, язык не поворачивается. Хотя ведомство сообщило, что информация в нем — это реализация поручения Токаева по его созданию. Получается, что сейчас целостная и открытая политика управления госдолгом не в приоритете кабмина.

Так как на плечах казахстанцев лежит обслуживание госдолга, нужно чтобы они хорошо понимали его структуру и могли добиваться максимального эффекта от предоставленного займа. В некоторых странах, к примеру, каждый их житель может ознакомиться с тем, какие обязательства они несут по обслуживанию госдолга. Конечно же, открытость информации не является гарантией того, что долговая политика улучшится, тем не менее благодаря этому появится возможность более результативно управлять долгом, оперативнее выявлять слабые места и прослеживать его влияние на экономику.

Экономистам, экспертам и общественным объединениям нужно бить в набат, требуя от правительства и Минфина разработки единой стратегии управления государственным долгом на среднесрочный период. Ведь ситуация может выйти из-под контроля, так как происходит рост внешних заимствований, как например, был взят кредит у Азиатского банка развития в 1,5 миллиарда евро на поддержку республиканского бюджета. В прессе недавно был скандал в связи с тем, что местные акиматы брали кредиты у Европейского банка реконструкции и развития для модернизации инфраструктуры и коммунального хозяйства по огромным процентам и под коррупционные проекты. В итоге расплачиваться будут местные жители в рамках огромных тарифов. То есть внешний долг напрямую влияет на уровень и качество жизни казахстанцев, и они имеют право знать, на что правительство и местные власти брали кредиты и на каких условиях собираются по ним платить.

Нурасыл Алиев, экономический обозреватель, специально для «Эха Казахстана»

Фото: kaznet.me

Новости СМИ2
Предыдущий

Казахстан планирует внедрить азиатский вариант "шенгена" с Узбекистаном

Следующий

Ашимбаев предложил обсудить признание паспортов вакцинации в СНГ

Рекомендуем Посты

Казахстан сотрудничает с Россией над 40 крупными проектами
Аналитика

Казахстан и Россия: вечная дружба в эпоху перемен

11/11/2025 14:20

Накануне государственного визита президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева в Российскую Федерацию в «Российской газете» вышла его авторская статья «Вечная дружба — путеводная звезда для наших народов». По словам политолога Эдуарда Полетаева, данная статья содержит детальный рассказ о текущем состоянии тесного...

Рост преступности мигрантов из Магриба становится новой тревожной тенденцией в Европе
Аналитика

Рост преступности мигрантов из Магриба становится новой тревожной тенденцией в Европе

07/11/2025 19:56

За последние пару месяцев 2025 года в ряде западноевропейских стран заметно выросло число преступлений, в которых подозреваемыми являются выходцы из стран Магриба (Северной Африки – Алжир, Марокко, Тунис). Свежие данные правоохранительных органов подтверждают эту тревожную тенденцию. В средствах массовой информации...

Формат С5+1 как платформа для роста: экономические и политические итоги визита Токаева в США
Аналитика

Формат С5+1 как платформа для роста: экономические и политические итоги визита Токаева в США

07/11/2025 17:01

Республика Казахстан проявляет возросшую активность и инициативность в международных делах. Как отмечает политолог Эдуард Полетаев, последним тому примером является прибытие главы государства Касым-Жомарта Токаева в Вашингтон с официальным визитом. Ключевыми пунктами данного визита стали переговоры с президентом Соединенных Штатов Америки...

Казахстан наращивает экономическое влияние в Центральной Азии, устанавливая рекорды в торговле
Аналитика

Казахстан наращивает экономическое влияние в Центральной Азии, устанавливая рекорды в торговле

05/11/2025 22:43

По итогам первых восьми месяцев текущего года Республика Казахстан продемонстрировала рекордные показатели товарооборота со странами Центральной Азии. Его объем достиг отметки в 5,4 миллиарда долларов, что является историческим максимумом. Рост по сравнению с аналогичным периодом минувшего года составил 14,8%, а...

2

В тренде

    3
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
    • В мире
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.

    No Result
    View All Result
    • Главная
    • Политика
    • Экономика
    • Общество
      • Коррупция
      • Криминал
      • Культура
      • Медицина
      • Образование
      • Религия
      • Спорт
      • Факты истории
    • В мире
      • Содружество
      • Украина
    • Аналитика

    © 2025 Ehonews.kz. Все права защищены. Материалы, опубликованные на сайте Ehonews.kz, являются объектами авторского права. Любое полное или частичное воспроизведение, копирование, распространение, публикация или иное использование текстов, фото-, видео- и графических материалов без письменного разрешения редакции запрещено.