В социальных сетях и СМИ вновь были опубликованы факты пыток, издевательств и отравлений заключенных в различных исправительных учреждениях страны, что вызвало обсуждения и общественный резонанс. Елена Семенова, известный правозащитник и руководитель общественного объединения «Мы против пыток» ответила на вопросы «Эха Казахстана» и прокомментировала ситуацию.
– Э.К. Что же на самом деле произошло в учреждении УК-161/2 в Костанайской области, когда появились сообщения о массовом отравлении заключенных?
– Е.С. Мне позвонили осужденные и их родственники и сказали, что 19 января вечером нескольким осужденным стало плохо, поднялась температура, началась рвота, а утром начались боли в желудке. 20 января число заболевших осужденных значительно увеличилось, санчасть была заполнена осужденными. Как говорили заключенные, начальник медицинского учреждения отказывался пускать их в санчасть.
– Э.К. Во время плановых обысковых мероприятий в РУ-170/3 по словам заключенных они были избиты? Как Вы прокомментируете это?
– Е.С. Избиение осужденных было массовым, не смотрели ни на инвалидов, не на пожилых. Осужденных начали избивать уже внутри и продолжили на улице, все продолжалось около 4 часов. Почему осужденных стали избивать? Потому что был приказ от начальника гарнизона Западно-Казахстанской области, который дал команду «работать жестче, не домой пришли». Если бы, не было команды начальника гарнизона, то никто не стал бы избивать осужденных. Если бы, присутствующие лица в числе надзирающего прокурора, зампорора ДУИС и начальника учреждения пресекли на месте этот произвол, то ни чего бы не было! Однако, все вышеуказанные лица способствовали совершению преступлений, наблюдая за происходящим.
– Э.К. Как реагируют на эти сообщения сотрудники ДУИС и прокуратуры?
– Е.С. В случае с отравлением, по информации ДУИС Костанайской области, как всегда, информация о «массовом отравлении» не подтвердилась. Тем не менее, для исключения факта пищевого отравления пробы пищи направлены в лабораторию на бактериологическое исследование и калорийность, то есть, факт отравления вроде бы есть и вроде бы нет, ну а что касается «массовости», то у каждого свое представление об этом. Такой подход я обнаружила в ответе ДУИС, в котором указывается, что осужденных в учреждении 600 человек и «подумаешь, 4 осужденных» госпитализированы. Однако я склона верить осужденным и их родственникам, что число заболевших значительно больше.
В случае с избиением в Уральском учреждении ДУИС как всегда отписался в обычном стиле, что «не плохо и под контролем». Тем не менее, на мою информацию сразу отреагировали в КУИС МВД и согласно их ответа в Уральск выехала комиссия для проверки фактов. Не отреагировали Генеральная прокуратура и военная прокуратура, надеюсь проверка действий сотрудников прокуратуры и гарнизона будет проведена, и виновные будут наказаны.
Я очень надеюсь, что не будет просто кадровой перестановки сотрудников с одного учреждения в другое и что ответственных отстранят до выяснения всех обстоятельств дела и накажут.
– Э.К. Сами заключенные не отказываются потом от своих слов?
– Е.С. В данных случаях осужденные не отказываются от своих слов. Но пока проведут проверку по отравлению в костанайском учреждении, пройдет время. Неизвестно также, кого будут допрашивать по данному факту, полагаю, как всегда, допросят тех, у кого все «хорошо», и кто не будет говорить ничего лишнего. Таким образом, результата никакого не будет.
Заявления по событиям в Западно-Казахстанской области были отобраны участниками Национального Превентивного Механизма, но на сегодняшний день сотрудники полиции не приезжали, постановлений о возбуждении уголовных дел у осужденных нет, постановлений о признании их потерпевшими нет, постановлений на СМЭ нет. Никаких мероприятий не проводится, а время идет и телесные повреждения проходят, а зафиксированы ли телесные повреждения в медицинских картах осужденных, неизвестно. Даже если они зафиксированы, то также неизвестно соответствуют ли они реальным повреждениям либо значительно приуменьшены. Поэтому я опять же могу предполагать, что все следственные действия затягиваются именно для снижения количества потерпевших, и уменьшения степени тяжести.
– Э.К. Что необходимо сделать именно сегодня по этим фактам, чтобы добиться законности?
– Е.С. Сейчас осужденным, в первую очередь, требуется медицинская помощь, однако ее не оказывают. И подобная ситуация будет повторяться. Еще раз отмечу, что ни КУИС, ни Генеральная прокуратура, не смогут решить проблему пыток в исправительных учреждениях, пока не начнут наказывать виновных.
Фото: 365info.kz