На предстоящие выборы в Мажилис и маслихаты Казахстан направит 15,3 миллиарда тенге, что почти в три раза больше, чем на прошлые парламентско-маслихатовские выборы 2016 года. Учитывая низкий уровень интереса общественности к нынешней электоральной кампании, возникает вопрос, а ради чего, собственно, выделяются такие огромные деньги?
Как говорят в Центральной избирательной комиссии, выделение такой большой суммы обусловлено естественным ростом населения, увеличением минимальной зарплаты и инфляцией. Вроде бы все логично, однако есть одно но: даже с учетом роста цен, приобретением новых и обновлением старых урн, из выделенной на выборы суммы все равно остается пара лишних миллиардов. Есть мнение, что их направят на реанимацию системы электронного голосования «Сайлау». Да, глава Центризбиркома Берик Имашев заявлял, что онлайн-голосования не будет, так как это не предусмотрено законодательством. Но мы уже несколько раз видели, как руководство республики может легко обходить законы, чтобы получить желаемый результат. Не так ли?
Что касается партийных сбережений, перед выборами для каждой партии-участницы открывается избирательный фонд, который формируется за счет собственных средств политобъединения и добровольных пожертвований. Есть и ограничения. В частности, объем собственных партийных денег, вложенных в избирательную кампанию, не должен превышать 5 тысяч минимальных зарплат, а пожертвований – 10 тысяч.
Однако, несмотря на огромные вливания в избирательную кампанию, каких-то прорывных предвыборных проектов не наблюдается. Даже в социальных сетях не заметна агитация за кандидатов и партийные списки.
Осмелюсь предположить, что по итогам выборов партийный расклад в Мажилисе поменяется и та же Народная партия вполне окажется вне парламента. Дело в том, что партия вложила в свой избирательный фонд довольно скромную сумму – всего 50 миллионов тенге. Видимо, внутри политобъединения усомнились в прохождении в парламент и решили не рисковать.
Конечно, данные средства, собранные партиями для своей предвыборной агитации, ни о чем еще не говорят, вернее не являются критерием того, попадут они в парламент или нет. Тем не менее общие траты на эти выборы, в которых не ощущается заметной конкуренции, поражают воображение. Это при том, что в самой гонке не участвует оппозиция, а независимые наблюдатели не смогут в своей массе принять участие в контроле над подсчетом голосов. Поэтому у многих и возникает закономерный вопрос – зачем вкладываются такие огромные средства в скучное мероприятие, результаты которого уже заранее известны?
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: liter.kz