Экономический кризис, вызванный пандемией, не обошел стороной и Казахстан. За 9 месяцев этого года валовый внутренний продукт нашей республики сократился на 2,8%. Годовой же показатель ВВП, как прогнозируют международные фининституты, может достичь отметки в -3,2%. Отрицательные темпы роста будут зафиксированы впервые за 21 год.
Перспективы казахстанской экономики не самые радужные. Из-за падения ВВП наша республика может снова залезть в кредиты, чтобы покрыть дефицит бюджета. При этом, согласно данным Минфина, госдолг у Казахстана и так не малый – 19,6 триллиона тенге или 28,2% ВВП страны.
Что касается курса и инфляции, здесь тоже не все гладко. Аналитики Центра исследований прикладной экономики (AERC) предсказывают курс доллара к тенге в среднем за 2020 год на уровне 421,8. То есть по сравнению с прошлым годом национальная валюта Казахстана ослабнет на целых 10,2%. При этом нынешний прогноз оказался хуже летнего, когда эти же аналитики прогнозировали ослабление тенге всего на 9,1%.
Среднегодовую потребительскую инфляцию в AERC прогнозируют на уровне 7,9% против 5,3% в 2019 году. Оценка, кстати, была пересмотрена по сравнению с августовским прогнозом в сторону повышения, а именно с 7,3% до 7,9%. Это обусловлено значительным ослаблением тенге к доллару, сохранением Национальным банком в октябре прежней базовой ставки на отметке в 9% и сентябрьским ростом цен на продукты питания.
Хотелось бы отметить, что в сентябре стоимость продовольственных товаров выросла на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основные причины роста: ослабление национальной валюты, изменение спроса на продукты питания, связанное с карантинными мерами, изменение логистики и транспортировки товаров, дефицит в межсезонье.
В следующем же году специалисты AERC прогнозируют инфляцию на уровне 6,1%. Такой оптимистический прогноз обусловлен ожиданием восстановления экономической активности в республике и постепенного ужесточения монетарных условий Национальным банком.
Республиканскому бюджету, как считают в AERC, придется «съежиться». В частности, по итогам текущего года аналитики ожидают снижения налоговых поступлений в казну на 12,7%. В целом они предрекают госбюджету в 2020 году дефицит в 3 триллиона тенге или 4,3% к ВВП.
Безусловно, пандемия коронавируса и вызванный ей экономический кризис нанесли весомый удар по всем сферам казахстанской экономики. Но нынешний спад ВВП связан не только с пандемией, которая стала лишь спусковым крючком, а с общим кризисом и тупиком сырьевой модели экономики. Нефть больше не приносит Казахстану баснословных доходов. Данные комитета по статистике показывают, что за восемь месяцев нынешнего года страна экспортировала «черного золота» на 17,1 миллиарда долларов. По сравнению с 2019 годом нефтяники уже недополучили 4,4 миллиарда долларов.
Работа лишь на вывоз сырья, теряющего в цене на мировых рынках, еще больше опускает страну в долговую яму и в нищету. Вырваться из этого заколдованного круга можно только через ускорение интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, создание единой валюты, проведение налоговой и торговой политики и развитие новой индустрии. Перерабатывающая промышленность – спасательный круг для республики, которая может возникнуть только через совместные индустриальные проекты. Дальнейшее промедление будет лишь усугублять положение Казахстана.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: neftok.ru