В минувшие выходные МИД Казахстана заявил, что на территории страны не производится биологическое оружие. Подобное сообщение появилось на сайте внешнеполитического ведомства, чтобы якобы пресечь «недостоверную информацию» о деятельности американских военно-биологических объектов на территории страны. Однако распространенная информация мало что проясняет и наоборот вызывает все больше вопросов.
В частности, в тексте МИДа сказано, что центральная референс-лаборатория (ЦРЛ), построенная на деньги министерства обороны США в Алматы, якобы ориентирована на борьбу с COVID-19 и вносит важный вклад в снижение темпов распространения заболевания. Например, в лаборатории разработаны отечественные тест-системы для выявления новой инфекции, подчеркнули в ведомстве.
Однако тезис относительно полного финансирования ЦРЛ и дополнительного объекта в Отаре из бюджета Казахстана вызывает сомнения, так как программы исследований финансировались в рамках проекта KZ-33 Агентства по сокращению угроз Минобороны США. Более того, работа над определенными видами коронавирусов велась еще с 2017 года, судя по официальным изданиям и научным работам. К этой деятельности привлекался НИИ Проблем биологической безопасности, находящегося в Кордайском районе Жамбылской области Казахстана.
В отношении открытости этих объектов также существуют большие вопросы. Так, например, в июне прошлого года на саммите министров иностранных дел стран ЕАЭС в Алматы глава российского МИДа Сергей Лавров официально попросил допустить российских наблюдателей для изучения деятельности военно-биологической лаборатории США. Но ответа на свою просьбу от своих коллег он тогда так и не получил.
Уже в этом году 16 апреля во время прямого телемоста Москва — Таллинн — Тбилиси — Нур-Султан бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко недвусмысленно заявил: «Построенная в Алматы лаборатория гораздо мощнее, чем та, что в Тбилиси. В Отаре тоже есть лаборатория подобного рода. Поэтому, я думаю, мы будем совместно, и в том числе на политическом уровне решать этот вопрос и с руководством нынешнего Казахстана».
На следующий день, 17 апреля, на брифинге выступила официальный представитель МИДа России Мария Захарова, которая отметила, что в американских биологических лабораториях, расположенных за рубежом, могут вестись разработки возбудителей опасных заболеваний. По словам дипломата, «во внешнеполитическом ведомстве РФ обратили внимание на усиление американского биологического присутствия за пределами США, в частности на территории бывших советских республик».
Она указала на то, что российское руководство не намерено игнорировать факт строительства и развития инфраструктуры по разработке опасных возбудителей болезни у границ страны. И, похоже, беспокойство и усилия России по поводу выяснения истинных целей деятельности военно-биологических лабораторий США на территории бывших союзных республик приводит к тому, что все больше стран в мире начинает понимать реальную опасность от ведущихся американцами разработок.
В частности, официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан в минувшую среду также выступил со специальным заявлением, касающимся деятельности американских центральных референс-лабораторий (ЦРЛ) в республиках бывшего СССР. Естественно, речь шла и об объектах, расположенных на территории Казахстана.
«Мы обратили внимание на заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой. США создали множество биологических лабораторий на территории бывшего Советского Союза, что вызывает серьезную обеспокоенность у населения соответствующих государств и соседних стран. Местная общественность настойчиво требует закрыть эти объекты. Надеемся, что американская сторона займет ответственную позицию, примет во внимание официальную обеспокоенность мирового сообщества и предпримет реальные шаги, устранив такие опасения», – отметил Гэн Шуан.
Еще ранее 12 марта китайские дипломаты обвинили Пентагон в целенаправленном распространении штаммов COVID-19 в КНР. В ответ Вашингтон усилил информационную войну и пригрозил даже инициировать судебный процесс против Пекина, обвинив китайскую сторону фактически в том же самом. Однако несмотря на сегодняшнее усиление противостояния между Китаем и США факт остается фактом, в Алматы ведутся разработки, которые невозможно проверить, так как иностранные наблюдатели туда не допускаются.
Примечательно, но при строительстве ЦРЛ в разных странах, американская сторона оговаривает с правительствами целый ряд условий, по которым местным чиновникам запрещается осуществлять контроль над проводимыми исследованиями и даже заходить на территорию комплексов. Такое положение дел сложилось как в Тбилиси, так и в Алматы и казахстанская сторона попросту не имеет полноценного доступа к приводящимся разработкам.
Наш постоянный эксперт и ведущий сотрудник Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов следующим образом охарактеризовал ситуацию. «Деятельность ЦРЛ абсолютно непрозрачна, а реально руководят всеми работами биологи из Пентагона, которые осуществляют постоянные поездки и находятся на территории лаборатории. Сейчас подключены к деятельности и казахстанские бюджетные организации и отдельные научные сотрудники, но они лишь обслуживают главную тематику и не руководят процессом, получая при этом дополнительное финансирование от Пентагона», – считает эксперт.
Кроме этого, по его мнению, беспокойство вызывает, что американские военные завладели коллекцией штаммов особо опасных инфекций, собиравшихся в Казахстане еще советскими биологами.
«Американские специалисты вели также сбор ДНК данных местного населения, природы и фауны и на базе мощнейшего оборудования ЦРЛ вполне могли бесконтрольно заниматься разработкой уже модифицированных штаммов, устойчивых именно к этим широтам. Не зря при исследованиях распространения вирусов гриппа в течение последних лет использовались в качестве контейнеров летучие мыши из Индокитая. Эти разработки действительно вызывают опасения и множество вопросов, на которые просто нет ответов», – выражает свои опасения У.Бабагулов.
Общественный деятель и сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов в своих публикациях также неоднократно призывал закрыть ЦРЛ и все другие военные и полувоенные объекты США на территории страны как потенциальный источник пандемии и биологического заражения. По его мнению, именно с момента открытия ЦРЛ и активизации американцев в республике были отмечены нетипичные вспышки менингита, кори, а также факты массового падежа овец и сайгаков.
«В ситуации пандемии тем более необходимо предпринять все меры по немедленному закрытию этих объектов. Тем более, что многие эксперты уже заявляют о факторе «биологической войны» и отработке новых методик и технологий ведения боевых действий в современных условиях. Мы просто не имеем права подвергать угрозе соседние республики Центральной Азии и наших партнеров по ЕАЭС и ШОС. Тем более, что последние вспышки различных эпидемий среди людей и животных косвенно говорят именно о том, что ЦРЛ не препятствует, а наоборот осуществляет испытания новых штаммов заразных болезней», – указывает А.Курманов.
По его мнению, разрешить ситуацию можно только политическими методами с привлечением местного населения и общественности республики, которых даже не ставили в известность о строительстве таких объектов в самом густонаселенном регионе и в сейсмоопасной зоне.
Фото: Lenta.ru