Сегодня в Казахстане бытует мнение, мол – центр постепенно лишается способности управлять регионами, а власть на местах оказалась парализованной и не в силах выполнить поставленные руководством задачи. Действительно ли это так? Постараемся выяснить.
Начать, пожалуй, стоит с бюджетных диспропорций. Ни для кого не секрет, что сейчас донорами казны служат четыре региона, а именно Нур-Султан, Алматы, Атырау и Мангистау. Остальные регионы – это реципиенты. В этом году из бюджета доноров было изъято 420 миллиардов тенге, а объем субвенций в бюджеты 13 остальных областей составил 2,1 триллиона тенге. Можно было бы сказать, мол – остальные регионы живут не за счет столиц и нефтяной отрасли, а благодаря мудрым членам кабмина. Однако не все так просто, как кажется. Сегодня в стране такая картина: большая часть доходов поступает в республиканский бюджет, а оттуда уже распределяется по регионам. При этом если в центре в никуда уходят баснословные суммы, то местным властям приходится как-то выкручиваться, чтобы собрать средства на реализацию собственных программ.
Это говорит о том, что в нашей стране отсутствует системное планирование, а из регионов как пылесос вытягиваются все средства и возвращаются уже в виде субвенций. Именно поэтому ряд успешных регионов ушли в минус, несмотря на официальную статистику, которую нам предоставляют власти. Яркий пример этому Павлодарская область. Когда-то этот регион обладал довольно высоким потенциалом промышленности и сельского хозяйства. Сейчас же область является средней по показателям и постоянно требует вливания средств.
Аналогичная ситуация наблюдается и вокруг вакуума власти. Нынешние акимы стали заложниками сложившейся системы и не могут изменить ее, поскольку ничего толком не решают. Им не подчиняются местные подразделения МВД, Минюста, КНБ и Минфина. Они также не в силах контролировать деятельность надзорных органов, вузов и промышленных предприятий. Поэтому требовать от них снижения роста преступности либо повышения качества образования будет бессмысленно и не даст нужного результата.
Не стоит забывать и о том, что в Казахстане до сих пор структура акиматов не совпадает со структурой правительства, из-за чего не всегда понятно, за что отвечает тот или иной орган. К примеру, есть управление координации занятости и социальных программ акимата, а есть территориальный департамент комитета труда, социальной защиты и миграции. По логике, в стране нужно было выстроить единую вертикаль управления, в которой одно и то же ведомство подчинялось бы и акимату, и центральному органу власти. Но, к сожалению, данная реформа никому не нужна.
Никто не хочет проводить и реформу межбюджетных отношений, и реформу по повышению качества планирования и контроля государственных и бюджетных программ. Полагаю, что элита решила не нести ответственность за свою политику, тем самым минимизировала любой контроль над ее эффективностью. По сути, государственное управление сейчас происходит за счет контроля и манипулирования финансовыми потоками.
Все это показывает насколько власть на местах оказалась во многом парализованной и неспособной осуществить многие послания президента и государственные программы. Неэффективность акиматов усиливается неразберихой в их структуре и отсутствием управляемости, что ведет, в свою очередь, к росту численности чиновничества и новых государственных органов. При этом граждане никак не контролируют данных наместников и их деятельность, которая становится для многих все менее понятной.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: rg.ru