Нынешний кризис системы здравоохранения и меры карантина уже отразились на экономике страны, которые в ситуации падения мировых цен на нефть и сырье еще больше сократили доходы бюджета. Соответственно, нынешний тупик сырьевой модели экономики ведет и к неминуемому кризису государственного управления. У Нур-Султана в этой ситуации остается только один реальный выход – крепить интеграционные процессы внутри ЕАЭС, чтобы, опираясь на поддержку союзников выстоять в период испытаний.
То, что ситуация с распространением коронавирусом граничит с катастрофой, говорят даже западные издания, называя всю кампанию властей против пандемии «плохим примером», хотя только пару месяцев назад хвалили Казахстан за успехи в деле ее преодоления. Так, например, австралийское издание Conversation указывает, что нынешние события в республике, демонстрируют как «не нужно поступать с Ковидом».
Поражает и динамика роста заболеваемости коронавирусом, ведь когда президент снял режим чрезвычайного положения всего было отмечено не более пяти тысяч заболевших, а ныне их перевалило уже за семьдесят две тысячи. Невозможно также выяснить точное количество погибших от пандемии, так как Минздрав не учитывал лиц, умерших от неизвестной и смертельно опасной формы пневмонии, и выдавал на начало недели цифру в 375 человек.
После объединения статистики заболевших коронавирусом и пневмонией, число инфицированных вырастит в разы. Это подтвердил и бывший советник президента Олжас Худайбергенов, который пришел к выводу, что число выявленных больных составило 301 тысячу больных/переболевших, а на самом деле вместе с бессимптомными и теми, кто не обращался за медицинской помощью около 2-х миллионов человек.
«Естественно, есть те, кто дома переболел, но по ним пока непонятно какие цифры ожидать. Учитывая, что в больницу обращались только те, кто с симптомами, а 85% болеют без симптомов, то переболело/болеет около 2 млн казахстанцев. Могу где-то ошибаться, но главное, что теперь Минздрав относит к коронавирусу все, что попадает в поле его компетенции», — отметил на своей странице в Фейсбуке экс-советник президента.
Он также попытался подсчитать число умерших, и у него вышло намного больше, чем это указывается в официальной статистике Минздрава.
«Сейчас число умерших от коронавируса = 464. Умерших от пневмонии с 1 января по 15 июля — 3 327, что в 1,75 раза больше прошлого года, когда умерло 1896 человек. Итого умерших от коронавируса минимум 1895, а максимум 3791. Также надо включить тех, кто лечился от коронавируса, но умер в больнице от другой причины (острая сердечная недостаточность, инсульт, инфаркт и так далее), то есть добавить случаи, где родственники пытались указать другую причину смерти, чтобы достойно похоронить», — отметил он.
Эти приведенные шокирующие данные повергли многих в ужас, а с другой стороны показали приближенную к действительности картину, говорящую о полном провале всей системы здравоохранения страны и тех мер, которые принимались правительством до этого. Может поэтому несколько дней назад Олжаса Худайбергенова освободили от должности советника президента? Впрочем, он сам признал, что его прогнозы или высказывания сильно политизировались.
Правда, чего скрывать, если Казахстан стал первым государством, которое уже во второй раз ввело общенациональный карантин после того как по городам и аулам прокатилась вторая волна заболевания. О том, что этот карантин также не дает пока серьезного результата, отмечают опять-таки западные СМИ. Так, в английском издании Financial Times пишут, что «В Казахстане нехватка лекарственных средств привела к многочасовым очередям в аптеках. Минздрав заявляет о нехватке тысячи врачей для борьбы с пандемией и начал выдавать статистические данные о смертности раз в неделю, признав, что с трудом может справиться с подсчетом».
Эти наблюдения сопровождаются многочисленными случаями, отмеченными в социальных сетях и у же в отечественных изданиях о нехватке коек-мест, об отсутствии тестов, кислородных баллонов, средств индивидуальной защиты, о массовой смертности. Гуманитарная помощь, доставленная из России, Индии, Турции, Катара, Китая и других стран не может месяцами попасть в больницы и аптеки.
Это говорит уже о параличе всей системы государственного управления, который подвиг Касым-Жомарта Токаева сделать ряд серьезных заявлений о возможности отставки правительства в случае если оно не справится с поставленными задачами в течение двух недель. Правда, карантин был продлен еще на две недели, а ряд экспертов заявляют, что он возможно будет действовать вообще до конца года.
И тут, конечно, большой вопрос, так как нет никакого резона отправлять кабинет министров в отставку до парламентских выборов, тем более когда депутаты парламента находятся в отпуске. Впрочем, проблема в том, что отставка правительства и перестановки чиновников с места на место не помогут, как и не дадут никакого результата показательные порки или сакральные жертвы в рамках показательной кампании по борьбе с коррупцией.
Аресты проворовавшихся чиновников вовсе не снимают противоречия. На самом деле противоречия снимаются созданием рабочих мест, то есть, производственной экономикой, что априори невозможно в рамках сырьевой неолиберальной модели, которая была выстроена в стране на протяжении последних тридцати лет. И то, что мы сейчас видим – это крушение этой модели, уже неспособной развиваться и подпитывать разросшийся госаппарат и квазинациональные компании.
Вслед за экономическим параличом следует неминуемо и политический крах и тут президенту и правящей элите нужно давать своим союзникам по ЕАЭС и ШОС сигнал SOS, с просьбой об экстренной гуманитарной помощи. При этом Нур-Султану необходимо признать все свои ошибки и промахи, отказаться от прежней модели вывозной экономики и прийти к новой концепции развития страны, основанной на создании единой народно-хозяйственной системы со странами ЕАЭС, принятия новой стратегии интеграции.
Единый рынок, единая валюта, единый кредит, совместные индустриальные проекты, наднациональный банки и структуры управления – это то, что сейчас и нужно Казахстану, чтобы выбраться из ямы деградации и разрушения. Надо осознать, что выстоять мы можем только сообща со своими истинными союзниками и друзьями, а значит у страны нет другого курса кроме евразийского. Это надо в годину испытаний и перманентных биологических угроз, крушения прежнего однополярного мира понять и принять!
Тагир Баиров, политический обозреватель
Фото: dispatchnewsdesk.com