Казахстан на мировом уровне зарекомендовал себя как миролюбивое, справедливое и развивающегося государства. Благодаря территориальной целостности он смог достичь такого положения на мировой политической арене. Этот материал будет посвящен, как РК смогла разрешить территориальные и пограничные споры.
Как отмечал первый президент РК Нурсултан Назарбаев в своей книге «Эра Независимости», жизнь страны определяет в первую очередь взаимоотношения с соседствующими странами, ведь они дают возможность для торговых отношений, привлечений инвестиций и т.д. И в итоге, эта позиция первого главы Казахстана стала основным курсом для развития государства.
После того, как распался Советский союз, территориальными соседями РК стали Китай, Кыргызстан, Туркменистан, Россия и Узбекистан. Также существовала нужда в обозначении государственных границ с соседями, и в этом помогло заключение соглашения о создании стран СНГ и подписание Алматинской декларации 21 декабря 1991 года.
Первой задачей для республики стало решение спорных моментов в обозначении границ с Китаем.
Хочется отметить, власти Китая того времени, воспользовавшись распадом сильного государства, приняли решение расширить свои границы за счет новообретенных соседей. Переговорный процесс длился почти 12 лет, на протяжении которого Пекин редко шел на компромисс, использовал рычаги экономического и политического воздействия.
Очень трудные переговоры шли с Китайской Народной Республикой. Они начались в 1992 году. В 1994 году был подписан договор о прохождении границы, но на тот момент остались два спорных участка – это наследие старых времен. И надо сказать, что все договоры, подписанные в XIX веке, показывали принадлежность этих спорных участков Китаю. Перед нами стояла очень сложная задача отстоять право владения этими территориями, – делился своими воспоминаниями президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Несмотря на дружеские между Нурсултаном Назарбаевым и председателя КНР Цзян Цзэминя, переговорный процесс не раз заходил в тупик, так как Китай во многом не желал идти на компромисс.
Но все-же дипломаты из Казахстана смогли убедить Китай на переговорах. Первый документ о казахстанско-китайской границе был подписан 6 апреля 1994 года. В силу это соглашение вступило в силу 11 сентября 1995 года после обмена ратификационными грамотами. Также через 4 года было подписано дополнительное соглашение, которое окончательно урегулировало пограничные вопросы между Казахстаном и Китаем.
Елбасы в своих воспоминаниях отмечал, что данный вопрос нужно было решать в скором порядке. Больше всего споров возникло из-за небольшой территории, которую Китай полностью хотел забрать себе, и в итоге она была поделена в пользу Казахстана 53%, остальные 47% забрала китайская сторона.
Процесс обсуждения в итоге завершился к 2002 году, когда между находящимся тогда в должности министра иностранных дел Касым-Жомартом Токаевым и главой внешнеполитического ведомства КНР Тан Цзясюанем был подписан межправительственный протокол о демаркации казахстанско-китайской государственной границы.
Еще одним проблемным вопросом для РК стал переговорные процесс по обозначению государственных границ с РФ.
Усугублял ситуацию тот факт, что не сохранилось каких-либо двухсторонних исторических документов, указывающих на правоту той или иной стороны. Из-за этого переговорный процесс, в большинстве случаев, проходил в формате жарких дебатов.
По словам историков, граница между Казахской ССР и РСФСР в правовом плане была составлена в гораздо худшей степени, чем граница с соседними республиками. 12 декабря 1998 считают стартом переговорного процесса между Россией и Казахстаном, когда был подписан протокол относительно намерений о делимитации государственной границы.
Правовой основой в вопросах определения государственных границ стали: Алматинская декларация от 21 декабря 1991 года, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 14 февраля 1992 года, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ стран-участниц СНГ от 15 апреля 1994 года, двусторонние договоры и соглашения, законодательные акты Верховных Советов всесоюзного и республиканского уровней.
В июле 2000 года в Москве во время переговоров между Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным, главы двух государств заявили, что у двух дружественных стран нет пограничных споров, и высказали пожелание о наращивании темпов делимитации границы. Это значило, что главы двух государств продемонстрировали договоренность.
На фоне этих заявлений процесс делимитации казахстанско-российской границы был максимально ускорен. К примеру, если в сентябре 2000 года было описано и нанесено на карту около 1,2 тысячи километров границы, в октябре 2001 года – 3875 километров, то в сентябре 2004 года граница была описана уже на 99,9%.
Договор о казахстано-российской государственной границе был подписан 18 января 2005 года и вступил официально в силу 12 января 2006 года.
В своих интервью президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечал:
Мы шли по так называемой административной границе, переговоры шли очень трудно, и вновь Первый Президент Казахстана привел очень убедительные доводы в пользу подписания данного документа, на что Владимир Путин сказал: “Вы мою точку зрения по границе внутри бывшего Советского Союза хорошо знаете, но из-за глубокого уважения к вам я подпишу этот договор и попрошу парламент ратифицировать его”.
Несмотря на имеющиеся документы по разграничению территорий союзных республик в Центральной Азии, описанных в указах Верховных Советов СССР, казахстанской дипломатии пришлось приложить немало усилий, чтобы это узаконить уже после обретения независимости.
Один из наиболее острых вопросов стали переговоры с Узбекистаном. Главной сложностью в переговорном процессе в разграничении между двумя государствами заключалась в том, что участок границ в 200 км проходил через населенные пункты как РК, так и Узбекистана.
Нурсултан Назарбаев достиг результатов с президентом Узбекистана во время телефонного разговора, сроки главы двух государств определили на конец 2001 года.
16 ноября 2001 года был подписан договор о казахстанско-узбекской границе с определением всех спорных участков вдоль линии государственных границ. Итоговый документ был подписан в сентябре 2002 года и вступил в силу 5 сентября 2003 года.
С Туркменистаном и Кыргызстаном переговорный процесс в отношении демаркации и делимитации границ проходил в менее напряженном формате.
C Кыргызстаном и Туркменистаном переговоры прошли в менее напряженном формате. 5 июля 2001 года был подписан договор о государственных границах с туркменской стороной и был полностью утвержден в августе 2006 года.
Переговоры с Кыргызстаном начались в 1999 году, в декабря 2001 года был подписан договор о казахской-кыргызской границе, который вступил в силу в августе 2008 года.
В результате, к 2008 году Казахстан стал одним из первых государств на постсоветском пространстве, которое смог полностью завершить процесс делимитации собственных границ.
Источник: Zakon.kz