В том году наши дети учились дистанционно, а многие и сейчас находятся на удаленном обучении. Как только его ввели, оправдались все пессимистические предсказания. Внедряя дистанционку, наши власти не наладили адекватные каналы передачи и получения данных, а также не удосужились даже подключить многие образовательные учреждения к полноценной сети. На цифровизацию школ у нас выделяются огромные средства, но непонятно куда они уходят, в итоге все время звучат слова о провалах. Также не все дети имели и имеют компьютеры. Нынешнее дистанционное обучение буквально добило систему образования, которой и так досталось от многочисленных реформ, и вскрыло все кризисные явления образования.
Когда было запущено дистанционное обучение, через пару дней глава Минздрава сообщил, что республика не готова для массовых уроков в онлайн-режиме. Он тогда заявил, что интернет в Казахстане в действительности не приспособлен для выхода в эфир 2,5 млн детей и их обучения. Тогда же было принято решение отказаться от обучения школьников посредством онлайн-стриминга. С тех пор дети не учатся, а мучаются, а вместе с ними и их родители. Большинство родителей часто жалуются, что они не могут связаться с учителем из-за плохого интернета. Также, кроме плохого интернета, сервисов, которые зачастую не работают, и низкого уровня отечественного образования, детям резко стали задавать гораздо больше заданий, в итоге из-за этого стресс возникал и у них, и у родителей, многие из которых часами сидели с детьми, чтобы они занимались. Вместе с тем значительно усилилась нагрузка на учителей. Из-за отсутствия возможности подключения к интернету отдаленных сел, правительство даже собиралось снабжать школьников учебными материалами с помощью почты. По информации Минобрнауки, таких детей в республике свыше 20 тысяч, около 300 тысяч школьников не имеют компьютера, а у сотен тысяч семей так и нет интернета и сейчас.
По словам экспертов, в нашей стране запустился естественный отбор. То есть те, у кого есть деньги, стали массово прибегать к услугам репетиторов, стоимость таких услуг может доходить до 70-100 тысяч в месяц. В свою очередь, дети из бедных семей оказались предоставленными самим себе. В целом такая ситуация была и раньше, но в нынешнее время она стала более острой. Также, по мнению психологов, длительное дистанционное обучение может спровоцировать рост социальных и психологических отклонений в дальнейшем, и имеются в виду не только школьники, а и их родители, и учителя.
Пока мы воюем с сервисами, рейтинги казахстанской школы быстро падают. Так, в этом месяце в Минобразования заявили, что с января и по сей день уровень педагогического мастерства смогли подтвердить только 40 процентов преподавателей. В ведомстве сообщили, что они обеспокоены этим фактом и тем, что увеличивается число педагогов, которые заочно обучаются и одновременно работают. Из всех казахстанских учителей магистратуру окончили только чуть более 3 процентов. В начале прошлого года МОН обнародовал данные Нацтестирования, в соответствии с которыми стало известно, что из свыше 73 тысяч преподавателей, которые проходили компьютерную проверку, более 55 процентов ее провалили. А осенью того же года Минобразования проверило уровень знаний учителей дополнительного образования, в тестировании участвовали 2800 человек, 88 процентов из них его также не прошли.
О том, что наше образование находится далеко не на самом лучшем уровне, говорят результаты международного тестирования. В 2019 году были опубликованы рейтинги PISA, TALIS, ICILS и PIAAC, согласно им наша страна показала низкие результаты по многим параметрам. В среднем наши школьники заработали лишь 402,3 балла, учитывалась средняя статистика, затрагивающая по три вида грамотности – читательскую, математическую и естественно-научную. Показатель школьников из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) в среднем составил 488,3 балла. Если сравнивать с 2012 годом, отставание наших детей возросло с 82,3 до 86 баллов. Эксперты говорят, что по уровню образовательной подготовки среднестатистический казахстанский школьник отстает от ровесников из государств, входящих в эту организацию, уже практически на 3 года, а от китайских и японских почти на 5 лет. Теперь же дистанционка оставила казахстанцев и подавно позади.
Последствия удаленного обучения прокомментировал консультант BTS-Education Бауыржан Абуов. Он рассказал, что в докладе Всемирного банка «Преодолевая кризис», наша страна является явным аутсайдером по качеству образования, и результаты с каждым исследованием становятся все ниже и ниже. Кроме того, по его словам, в докладе сообщается, что слабое обучение во время коронакризиса отразится на экономике Казахстана и что ежегодно страна будет терять около 1,9 млрд долларов. Сегодняшние ученики в будущем потеряют около 3 процентов своих доходов, отметил эксперт.
Вся эта ситуация говорит о том, что необходимо отказаться от экспериментов, вернуть прежние подходы и методические пособия, опирающиеся еще на советскую систему образования. Фактически мы видим полный провал неолиберальных реформ, ориентированных на коммерциализацию школы и перевод её на западную модель развития. Внедрение латиницы и отказ от русских школ в ближайшие годы вообще грозят коллапсом для всей отечественной системы. Пришло время остановиться и отмотать назад пока еще не поздно.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: news.myseldon.com