Турция после распада СССР и сейчас, после череды цветных революций в арабском мире, лелеет надежду возродить Османскую империю. Лидер Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган всерьез уверен, что именно Анкара должна играть ключевую роль во внешнеполитических вопросах на Ближнем Востоке и в Центрально-Азиатском регионе.
Чтобы воплотить идею турецкого лидера в жизнь, был создан Тюркский совет и такие структуры, как Международная организация тюркской культуры, Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, Совет старейшин и Всемирная ассамблея тюркских народов. Именно с их помощью Анкара навязывает странам нашего региона создание Османской империи, к которой, как известно из истории, центральноазиатские республики не имеют никакого отношения.
Как и Запад, Турция пытается выстроить сеть своих неправительственных организаций в Центральной Азии, чтобы усилить свое влияние. Учитывая, что работа в этом направлении ведется еще с 90-х годов, достижения у Анкары уже есть: в ряде стран Центрально-Азиатского региона появились очаги перманентного присутствия протурецкого лобби.
Кроме того, есть опасность, что в случае экспансии турецких товаров настанет конец собственному производству в республиках региона. В случае развития такого сценария центральноазиатские страны начнут продавать пригодную для возделывания землю, и в конечном итоге в республиках будут работать только иностранные аграрии.
Вернемся к планам Анкары по возрождению имперской мощи. С одной стороны, Турция пытается выстроить свое НАТО с единой «Армией Турана», в состав которой бы вошли Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан, а с другой, поддержать радикальных исламистов. Из-за этого, кстати, неоосманская идея Эрдогана до сих пор не получает поддержки среди стран нашего региона, ведь никто не забыл, как Анкара пригрела у себя узбекских оппозиционеров, совершивших террористические акты в ряде городов Узбекистана.
Да и вообще, в действительности никакого «единого тюркского мира» не существует. Нет единого тюркского народа, поскольку тюрками ученые называют народы, говорящие на языках тюркской группы алтайской семьи языков. Тюркская общность – это понятие филологическое, лингвистическое, а не этническое и не политическое. Поэтому о создании «единого тюркского мира» не может идти и речи.
Сегодня Турция выступает проводником политики Запада и пытается втянуть в «европейскую интеграцию» через собственные неоосманские конструкции бывшие советские республики Центральной Азии, которые никогда в состав империи султанов не входили. В действительности идеология пантюркизма блеф, подогреваемый и используемый Лондоном для создания новых очагов конфликтов в регионе в целях противостояния Москве и Пекину.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: stanradar.com