Не покидает президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана идея о распаде Организации Договора о коллективной безопасности и строительстве на ее развалинах Туранской армии. Это предлагаемый Анкарой военный блок, предусматривающий объединение Казахстана, Турции, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана.
Активно продвигать свою идею Эрдоган стал на фоне эскалации военного конфликта в Нагорном Карабахе. Вместо того, чтобы призвать конфликтующие стороны к урегулированию ситуации мирным путем, Анкара начала оказывать поддержку Баку. Таким способом Турецкая Республика пытается показать странам Центральной Азии все прелести союза с ней, мол – посмотрите, Армения отступает перед «сильным» турецко-азербайджанским союзом.
Хотелось бы отметить, что в целях практической реализации планов по созданию Туранской армии в конце октября этого года состоялся вояж турецкого министра обороны Хулуси Акара по странам нашего региона. Примечательно, что после встречи Акара с казахстанским коллегой Нурланом Ермекбаевым турецкие СМИ начали активно писать, мол – главы военных ведомств Казахстана и Турции обсуждали возможности для создания военного блока, объединяющего тюркоязычные государства. Все дошло до того, что представителям Минобороны Казахстана пришлось официально опровергнуть эти доводы.
Инструментом турецкой политики являются также международные организации. Помимо Тюркского совета, это Международная организация тюркской культуры, Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, Совет старейшин и Всемирная ассамблея тюркских народов.
С момента создания Тюркского совета Турция активно продвигает свое влияние в Центральной Азии, используя для этого культуру и религию. К примеру, в Кыргызстане на одну русскую школу приходится целых десять турецких. Помимо этого, Анкара выступает активным генератором перехода постсоветских государств от кириллицы к латинице. Зачем? Чтобы отделить Центрально-Азиатский регион от Российской Федерации и разорвать связи на постсоветском пространстве.
Не стоит забывать и то, что ранее Турция поддерживала узбекскую оппозицию, которая причастна к целому ряду террористических актов, произошедших на территории Узбекистана. Поэтому есть вероятность, что турецкая сторона может снова попытаться дестабилизировать ситуацию в нашем регионе.
Касательно самой идеи о создании Туранской армии, отмечу, что когда планировщики Анкары заводят разговоры на эту тему, они почему-то игнорируют одно очень важное обстоятельство – в Казахстане и других центральноазиатских республиках, в отличие от того же Азербайджана, идеи пантюркизма не популярны и не имеют массовой поддержки среди населения.
В любом случае надо понимать, что Турция сейчас в Центральной Азии выполняет роль тарана Запада по выдавливанию России и Китая. Политика Анкары, построенная на неоосманизме и пантюркизме, направлена на возрождение империи даже там, где ее не было. Соответственно, турецкая военно-политическая экспансия в Центральной Азии будет агрессивной и неминуемо втянет правящие элиты в новые локальные конфликты.
Нужна ли простым казахам, узбекам, кыргызам, туркменам и таджикам Османская империя и новые испытания ради нее? Большой вопрос, который в скором времени может разделить людей на сторонников прогресса и интеграции на постсоветском пространстве и национал-религиозных консерваторов.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: zen.yandex.ru