Как отмечает финансовый эксперт Расул Рысмамбетов, пока нефть живет по велению ОПЕК+ и настроению Ближнего Востока, а газ наделен такой социальной миссией, что его скоро включат в Конституцию, в Республике Казахстан есть горно-металлургическая промышленность, которая просто работает.
Рысмамбетов указывает на тот факт, что горно-металлургическая промышленность Казахстана не требует громких пресс-конференций и не паникует из-за цен. Металлурги просто выкапывают руду, обогащают ее и делают из нее металл, который в большей степени пока идет на экспорт.
«Наш старый добрый ГМК – это и есть тот самый стержень, который даже громыхает, гудит, но создает рабочие места, обеспечивает экспорт и 10-12% ВВП, не считая коэффициент семейности», — отмечает эксперт.
Во глубине казахских руд хранится не только молчание, но и доход. Так, в минувшем году одна только KAZ Minerals отчислила почти 480 миллиардов тенге налогов, ERG – 352-353 миллиарда тенге (на фоне постоянной занятости более 60 тысяч человек).
В свою очередь «Казахмыс» (более 40 тысяч человек) выплатил 348 миллиардов тенге (в них от 70 до 80 миллиардов тенге в бюджет Улытау), KazZinc 87-88 миллиардов тенге (правда, тут надо поработать с экологией), даже Qarmet что-то платит (117 миллиардов тенге), несмотря на всю эту политико-финансовую драму последних лет. И это только налоги, отмечает эксперт.
По его словам, за этими цифрами работа сотен тысяч казахстанцев. Если взять прямую занятость, то это 300 тысяч человек. Если прибавить подрядчиков, логистику, питание, ремонт и прочее, выйдет под полмиллиона. Не тиктокеры, не стартаперы, а обычные люди, которые добывают, плавят и отливают. Еще и шахтеры, без которых металлургии просто не было бы.
И если нефть представляет собой затянувшуюся игру с ОПЕК и инвестициями в будущее, то ГМК – это почти полный цикл. Железо, ферросплавы, медь, цинк, золото, уран. Хочешь – эксплуатируй, но лучше надо строить второй, третий, четвертый передел до готовой продукции.
Расул Рысмамбетов убежден, что в отличие от нефти, в горно-металлургической промышленности можно налаживать производство продукции уже на месте и с меньшими деньгами.
Как подчеркивает эксперт, сейчас весь мир вновь ищет надежных поставщиков ресурсов, редкоземельных металлов, а также стали и драгоценных металлов. В данной ситуации Казахстан имеет шанс превратить свое прошлое в будущее: не просто экспортировать руду, а импортировать технологии и экспортировать передел и конструкции.