Британская газета “The Guardian” опубликовала статью, в которой рассказывается о том, что британскими журналистами были обнаружены более 30 исламских святынь и знаковых для уйгуров исторических мест, которые были полностью уничтожены или разрушены за последние два года. Расследование проводили сотрудники издания и исследовательская волонтерская группа Bellingcat.
В течение многих лет каждой весной тысячи мусульман-уйгуров собирались у храма имама Асима. Паломники приходили в поисках исцеления и отпущения грехов, идя по песку по стопам тех, кто шел впереди. Считалось, что три раза посетить святыню – это все равно что совершить хадж, путешествие, которое многие в слаборазвитом Южном Синьцзяне не могли себе позволить.
Но в этом году храм имама Асима пустует. Его мечеть Ханика, место для суфийских ритуалов, и другие здания были снесены, осталась только гробница. Флаги исчезли. Паломники больше не посещают эту святыню
Историк по исламу Риан Тум из Ноттингемского университета, увидев карту, показывающую разруху на территории мечети имама Асима, назвал ее «шокирующей», а для верующих и паломников — просто «душераздирающей».
Такая же участь постигла и многие другие исламские святыни. Исследовательской командой был изучен 91 объект на спутниковых снимках в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Они пришли к мнению, что в течение последних двух лет 31 мечеть и две крупные святыни, одна из которых комплекс Имама Асима, получили серьезные повреждения.
В марте 2018 года было стерто с лица земли место поклонения Джафари Садику, святому воину, дух которого отправился в Синьцзян для того, чтобы принести на эти земли ислам. Строения для паломников, проходящих более 70 километров по пустыне поклониться святыне, также исчезли.
Мечеть Каргилик, расположенная в центре старого города Каргилик на юге Синьцзяна, была самой большой мечетью в этом районе. Еженедельно там собирались люди из разных сел. Посетители помнят ее высокие башни, впечатляющий вход, а также цветы и деревья. Но от ее высоких башен и красивейшего сада также ничего не осталось. Местные жители рассказали, что в 2018 году ее полностью разрушили.
Мечеть Ютянь-Айтика, расположенная возле Хотана на юго-западе Синьцзяна, была построена еще в XIII веке, и несмотря на внесение в список Национальных исторических и культурных объектов, ее сторожка, а также другие строения были уничтожены в конце 2018 года. Разрушенные строения, скорее всего, были теми сооружениями, которые были отремонтированы в 1990-х годах.
Двое местных жителей, работавших рядом с мечетью, владелец гостиницы и сотрудник ресторана, сообщили, что мечеть была снесена. Одна жительница сказала, что слышала, что мечеть будет перестроена, но она будет поменьше, чтобы освободить место для новых магазинов. Многие мечети исчезли. Раньше почти в каждом селе была мечеть.
15 мечетей были полностью или частично разрушены, у остальных разрушены купола и разбиты минареты (башни). Обрушены были также еще девять объектов, их уйгуры называли мечетями, хотя у них и не было внешних признаков мечетей, вроде минаретов.
В исследовательской группе предполагают, что это лишь малая часть разрушений. Они считают, что китайскими бульдозерами были уничтожены сотни, а может даже и тысячи святынь, но исследования затруднены, так как о них отсутствуют записи.
Эксперты говорят, что уничтожение религиозных объектов знаменует возвращение к экстремальной практике, не наблюдавшейся со времен Культурной революции, когда мечети и святыни сжигали, или в 1950-х годах, когда основные святыни были превращены в музеи как способ их десакрализации.
Критики говорят, что власти пытаются удалить даже историю святынь. Рахиль Даут, известный уйгурский академик, которая документировала святыни в Синьцзяне, пропала в 2017 году. Ее бывшие коллеги и родственники считают, что она была задержана из-за своей работы по сохранению уйгурских традиций.
Каждые проявления мусульманских традиций расцениваются руководством Китая как признак экстремизма. Более 1,5 миллионов уйгуров и других мусульман китайские власти принудительно переместили или сослали в лагеря перевоспитания, а их святыни уничтожили.
Журналисты и волонтеры заявляют, что снос святынь – это новая форма нападения на уйгурскую культуру с целью ассимиляции нового поколения уйгуров.
Бывшие жители говорят, что большинство уйгуров в Синьцзяне уже перестали ходить в мечети, которые часто оборудованы камерами видеонаблюдения. Массовые празднества в храме, подобные тем, что были раньше в имаме Асиме, прекратились много лет назад.
В октябре минувшего года руководством Китая впервые был официально опубликован документ, в котором подтверждалось наличие в государстве лагерей перевоспитания для уйгуров и других малых народностей. В этих лагерях заключенных принуждают изучать китайский язык, восславлять Компартию Китая и учить своды правил, разработанные для них.
После того, как в СМИ появилось огромное количество сведений о том, как живут в лагерях перевоспитания, китайские власти стали принуждать заключенных делать звонки близким людям и врать о том, что их освободили. Для подавления протестов, заключенных в ожидании международных инспекций начали отпускать под домашний арест.
Ранее СМИ сообщали, что в лагеря перевоспитания в КНР были массово направлены этнические уйгуры и казахи. В ноябре прошлого года появилась информация, что в лагерях находятся более 50 тысяч кыргызстанцев. Сооронбай Жээнбеков тогда заявлял, что правительством Кыргызской Республики ведется работа по решению данной проблемы по дипканалам. Но он также призывал учитывать, что большая часть заключенных являются гражданами КНР, а не Кыргызстана.
На фоне этих публикаций возник всплеск антикитайских настроений в Кыргызской Республике. Здесь и так не очень хорошо относились к китайским инвесторам, которые осваивали рудники и строили предприятия. Тогда же в социальных сетях активно распространялись призывы к противостоянию китайской экспансии. В декабре 2018 года у китайского посольства в Бишкеке прошел митинг, участниками которого выдвигались требования, чтобы в течение месяца были выдворены из страны все иностранцы.
Фото: fergana.agency