Казахстанская общественность была взбудоражена новостью о поездке целой делегации бизнесменов, журналистов, отставных депутатов и даже некоторых бывших оппозиционеров в Киев, где встретилась с бывшим президентом Грузии, а ныне украинским политиком Михаилом Саакашвили. Затем прошла информация о том, что при участии посла Республики Казахстан Дархана Калетаева в Украине была достигнута договоренность о том, что в Алматы будет открыт международный «центр Саакашвили» в одном из казахских университетов. Сам же грузинский экс-президент, возглавляющий национальный комитет Незалежной по реформам, даже якобы начнет тесное взаимодействие с аналогичной структурой в Казахстане.
Ведущий сотрудник Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов ответил на ряд вопросов «Эха Казахстана» и прокомментировал данные далеко идущие проекты.
– Э.К. Улугбек, с чем Вы связываете и как оцениваете эту пропиаренную в ряде СМИ встречу и цикл семинаров по проведению «эффективных» либеральных реформ, который прочитал экс-президент Грузии Михаил Саакашвили нашим бывших чиновникам, экс-депутатам, членам НСОД и бизнесменам?
– У.Б. Да, Вы правы, говоря об этой серии встреч, как о рекламной политической акции, потому, что это чистой воды PR мероприятие по презентации и раскрутке в Казахстане новой национал-либеральной тусовки во главе с такими личностями, как олигарх Маргулан Сейсембаев и бывший гендиректор КТК и сотрудник администрации президента Назарбаева Арман Шураев. Думаю, что именно со встречи с Саакашвили они решили заявить о создании некого мозгового штаба по формулировке очередных реформ в стране по грузинским и украинским лекалам. При этом данным многодневным встречам и семинарам придается чуть ли не оппозиционный оттенок.
Как известно, Маргулан Сейсембаев долгое время спонсировал различные националистические проекты и таких деятелей как Мухтар Тайжан, а также молодежные прозападные либеральные движения как «Оян, Казахстан» и «Республика», и выпуск псевдодокументальных фильмов о казахском «голодоморе». Теперь, видимо, решил начать собственную политическую карьеру, надев на себя тогу некого либерального преобразователя. В том же ключе надо рассматривать и нынешнюю деятельность националиста Армана Шураева, выступающего за отказ от дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС и делавшего многочисленные заявления против действий российского руководства.
Саакашвили для них такой удобный трамплин, жупел и прикрытие одновременно, для статусности и придания пущей важности в глазах соотечественников из числа либералов и националистов. Именем Мишико они собираются проталкивать идеи в Казахстане, направленные на усиление именно национал-либерального и прозападного вектора во внешней и внутренней политике, а также намерены объединить усилия и наладить взаимодействие с определенными политическими силами на Украине и в Грузии.
– Э.К. Судя по публикациям в социальных сетях и в ряде некоторых СМИ этим встречам действительно придается некий ореол прогрессивной демократической инициативы по реформированию Казахстана. Насколько это так и не является ли это неким заявлением о создании новой оппозиции или фронды внутри правящей элиты?
– У.Б. Нет, конечно, речь о создании новой оппозиции или альтернативного центра внутри чиновничьей и бизнес элиты не идет. Я вообще думаю, что данная поездка в Киев и многодневные семинары с участием Михаила Саакашвили согласовывались на высшем уровне в Акорде. Тем более, принимали участие достаточно лояльные члены НСОД, такие как Асылбек Кожахметов, которые на авантюры не пойдут априори. Это чисто режиссированная постановка, которая должна показать неискушенной казахстанской публике наличие просвещенной демократически мыслящей общественности, желающей продвижения реформ.
Но ведь Маргулан Сейсембаев и Арман Шураев принадлежат к высшей элите и напрямую связаны с её различными группировками, а соответственно, они выполняют лишь роль «дымовой завесы» для создания очередной видимости стремления к преобразованиям. Не более того. Кто-то хочет на самом верху успокоить недовольные массы граждан, доведенных до ручки экономическим кризисом, имитированием каких-то инициатив в направлении реформ государственного управления.
Есть еще одна попутная задача – именем Михаила Саакашвили, популярного в среде казахских националистов, оправдать дальнейшие жесткие антисоциальные и непопулярные рыночные преобразования по дальнейшей и окончательной приватизации системы здравоохранения, образования и всей социальной сферы. Поэтому тут речи о каком-то фрондировании не идет и, наоборот, казахские ходоки в Киев к Мишико лишь обслуживают действующую власть. Тут обманывать и самообманываться не надо, ведь экс-президент Грузии сам неоднократного заявлял, что считает Нурсултана Назарбаева выдающимся реформатором.
– Э.К. А как Вы оцениваете встречу казахстанского посла Дархана Калетаева с Михаилом Саакашвили и возможность сотрудничества его национального комитета Незалежной по реформам с некими аналогичными казахстанскими структурами? Созданное недавно Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) случайно не та самая структура?
– У.Б. Эти договоренности подтверждают сказанное мной ранее. Именно Акорде сейчас как воздух необходимо подтвердить и доказать гражданам свою приверженность дальнейшим демократическим реформам, анонсированным Касым-Жомартом Токаевым еще год назад после президентских выборов. Власть стремительно теряет остатки какой-либо поддержки в обществе и теперь вместо дискредитированного порядком НСОД вперед на авансцену выталкивается АСПИР, который уже не консультативный, а правительственный орган. И списан он во многом как раз с украинского национального комитета по реформам, возглавляемого Саакашвили.
Из этой же оперы и будущий международный «центр Саакашвили», который хотят открыть в одном из казахстанских ВУЗов. Это такой внедряемый эталон западности и европейскости в нашей степи, чтобы придать нынешней политической системе реформаторского шарма, но не более.
Политические реформы по демократизации, как мы видим, провалены и свелись лишь к одной имитации, главные законы о выборах, о партиях, о митингах и о профсоюзах претерпели лишь внешние косметические изменения. Чего-то нового в преддверии парламентских выборов и после них не предвидится, так как нельзя рассматривать внедрение выборности сельских акимов и сокращение госаппарата на 25% реальным шагом навстречу ожиданиям граждан.
– Э.К. А сам Михаил Саакашвили способен если не возглавить, то координировать и направлять через казахстанских доморощенных учеников дальнейшие неолиберальные реформы и борьбу с коррупцией в Казахстане?
– У.Б. В реальности мы постоянно имеем дело с пропагандистскими штампами о каких-то неслыханных преобразованиях в тех или иных странах, которые вырвали их из какого-то коррупционного болота и направили на путь истинный. Как и не существует на самом деле никаких особенных реформ Саакашвили. Это всего лишь раздутый миф, не имеющий никакого отношения к реальности. Само сокращение госаппарата и контроль над полицейскими вовсе еще не гарантия улучшения жизни миллионов граждан и тем более не панацея от коррупции.
В Казахстане сформирована в течение 30-ти лет неолиберальная сырьевая модель экономики, направленная на вывоз полезных ископаемых на рынок Запада. И политическая надстройка появилась в свою очередь соответствующая в интересах транснациональных корпораций и обслуживающая иностранные интересы. И олигархи у нас компрадорские, а коррупция выполняет функцию некой смазки, чтобы весь этот механизм хоть как-то работал, когда наверху делится национальный доход в пользу разных страт элиты. Неужели вы думаете, что правящая группа пойдет на ущемление своих интересов, или отдаст часть своих властных полномочий представителям народа, или даже пойдет на разрушение всей системы? Никогда! Все это глупости.
А вот представить иллюзию желания части молодых чиновников и министров что-то изменить и показать видимость движения по предоставлению населению права на местное самоуправление – это не только возможно, но и происходит. В экономической сфере все предлагаемые реформы Мишико и так уже давно реализованы при первом и втором президентах, такие как массовая приватизация стратегических отраслей, коммерциализация системы здравоохранения и образования, введение частной накопительной пенсионной системы и так далее. Если вы хотите увидеть реальные плоды реформ по лекалам Саакашвили, то посмотрите на нынешний Кодекс законов о здоровье, который принят по американскому образцу в интересах иностранных фармацевтических компаний и завязан на неравноправную систему медицинского страхования.
Как раз слом советской системы здравоохранения и привел к многочисленным жертвам во время пандемии и является прямым следствием этих гибельных неолиберальных реформ. Поэтому никакие рекомендации и предложения Саакашвили и его учеников не только не помогут, но еще и усилят зависимость Казахстана от сырьевой модели и от США, ЕС и Китая, которые уже поделили наши месторождения и земли.