На данный момент в мире наблюдаются новые геополитические реалии. Остается только гадать, что будет происходить дальше. Множество проектов было либо заморожено, либо вовсе отменено.
Это касается и китайской инициативы «Один пояс – один путь». Главный эксперт КИСИ при президенте РК Адиль Каукенов поведал о развитии Шелкового пути в связи с нынешней ситуацией на мировой арене.
По его словам, санкционная война Запада против России поставила вопрос по поводу развития проекта. Казахстан также озабочен насчет будущего инициативы Китая «Один пояс – один путь», так как республика смогла занять важную роль в трансконтинентальных путях на новом Шелковом пути. Поэтому РК важно знать будущее проекта, ведь от него будет зависеть весь транспортный кластер.
Тут можно заметить причины, которые оказывают влияние на проект. Блокировка белорусского, российского и украинского направлений привела к перечеркиванию важных маршрутов. Причем эти пути считались одними из самых дешевых.
Альтернативные маршруты через Ближний Восток и Каспий предпринимают попытки функционировать, однако затраты на перевозки стали намного больше.
И нынешняя обстановка в мире поменяла курс проекта. Однако это вовсе не значит, что все будет плохо. 10 июня запущен первый автомобильный мост через реку Амур между Китаем и Россией. По прогнозам, товарооборот двух государств вырастет до 1 млн. тонн грузов в год.
Уход западных компаний из России мотивирует Москву для еще большего развития торговых отношений с КНР. Причем в таких масштабах, что торговля двух стран будет перекрывать товарооборот Китая и Европы. Это полезно и для экономики Казахстана, так как эти две страны являются крупнейшими экономическими союзниками республики.
Другие участники «Пояса и пути» в Евразийском экономическом союзе также начали понимать выгоду от торговли с Пекином. Тем более, Запад сам дал толчок для пересмотра курса большинству стран на Восток. А так как Китай осудил односторонние санкционные ограничения против России, это означает, что КНР будет и дальше наращивать объем экономических отношений.
Казахстан также стал интересен для многих западных компаний, которые хотят остаться на Шелковом пути, однако не могут по обстоятельствам находиться на территории России и Беларуси. РК и в целом регион Центральная Азия может обзавестись новыми инвесторами.