С приходом пандемии система образования Казахстана столкнулась с серьезными проблемами, связанными с организацией дистанционного формата обучения. Однако коронавирус лишь обострил проблемы, а не стал причиной их возникновения. Согласно оценке экспертов, 6 из 10 учеников школ не в состоянии применить полученные знания по математике, чтению и естественным наукам в жизни для того, чтобы развиваться как личность и гражданин страны.
Сегодня существует риск, что при затяжной пандемии более ста тысяч учащихся будут функционально неграмотны. Согласно оценкам иностранных экспертов, по шкале международной образовательной программы PISA показатели обучения снизятся на 8 баллов.
Падение уровня обучения еще больше усиливается из-за пандемии и в результате закрытия учебных заведений, что в свою очередь может привести к разрыву в навыках по чтению между учениками бедных и богатых семей на 18%.
По данным той же PISA, дети из 20% бедных семей набирали по 365 баллов до пандемии, а дети из 20% богатых семей – по 410 баллов. Один учебный год – это 40 балов. То есть уже тогда между детьми был разрыв. Сейчас эта ситуация будет только ухудшаться. Из-за проведения уроков в режиме онлайн ученики из обеспеченных семей теряют 14 баллов, а из бедных – 18. И разрыв между ними постоянно увеличивается.
Серьезнейший разрыв происходит и по региональному признаку. В частности Казахстан можно поделить на четыре части: индустриально-аграрный северо-запад, индустриальный пояс в центре, аграрный юго-восток и постиндустриальные столицы. Различия в уровне жизни настолько велики, что регионы можно сравнивать с отдельными странами. На севере жизнь наиболее комфортная, на юге граждане живут беднее, а северо-запад напоминает Африку по уровню доходов.
Регионы с низкой успеваемостью отстают как минимум на год от более развитых в плане обучения. При этом слабые результаты показаны как в городских, так и в сельских школах. Наибольший контраст мы можем наблюдать между учениками «Назарбаев Интеллектуальных школ», которые опережают своих сверстников, учащихся в обычных школах, на три года, или на 124 балла PISA.
Согласно экспертной оценке, ребенок, который родился до вспышки коронавируса, мог реализовать только 63% своего потенциала. Пандемия значительно снизит этот показатель.
Низкий уровень образования ударит по материальному благополучию новых поколений. В результате четырех месяцев закрытия школ прибыль будущего поколения уже сократилась практически на 3%.
В этой ситуации необходимо остановить неолиберальные реформы в системе образования, прекратить их коммерциализацию и перевод казахского языка на латиницу. Также надо отказаться от предложений различных консалтинговых компаний, толкающих систему к заимствованию американских и западных методик.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: rg.ru