Как отмечает экономист Руслан Султанов, Национальный Банк Республики Казахстан сделал значительный шаг, повысив базовую ставку до 18% (с коридором в ±1 п.п.). Эксперт также подчеркивает, что данное решение назревало давно, в связи с этим оказалось более жестким.
Султанов подчеркивает, что повышение базовой ставки было неизбежно, так как экономика перегрета до предела. Так, с одной стороны, можно наблюдать рекордный рост ВВП (впечатляющие +6,5% с начала года), однако с другой – щедрые бюджетные вливания, подстегивающие спрос.
Ситуация сложилась следующим образом: огромная денежная масса хлынула на рынок, но количество товаров и услуг за ней не успело. В результате начали расти цены. Как результат: годовая инфляция подскочила до 12,9%, а месячная ускорилась до 1,1%. В данном сценарии выбор стоял между «дорогими деньгами» сегодня или полной потерей контроля над ценами и доверия к тенге завтра.
Экономист также ответил на вопрос: «Почему НБРК поднял базовую ставку именно сейчас?». По его словам, кроме надежд на сезонность, финансовый регулятор давал время сработать более мягким «предохранителям»: пересмотру МРТ и ограничениям на потребительское кредитование. Однако это не дает моментальных плодов – профицит ликвидности в системе за сентябрь сократился на два триллиона тенге из прогнозируемых трех с половиной триллионов тенге.
Руслан Султанов отметил, что инфляционный пожар разгорался быстрее, чем действовали данные меры. В итоге, когда стало очевидно, что возгорание превращается в пожар, пришлось резко повышать ставки.
Ключевая задача повышения ставки заключается в экстренном возвращении привлекательности тенговым активам. Низкая реальная доходность (когда средняя ставка по депозитам в 14,3% едва покрывала инфляцию в 12,9%) должна уйти в прошлое, убежден эксперт. Если банки отреагируют и поднимут ставки по вкладам, люди снова поверят, что хранить деньги в тенге выгодно.
На горизонте до конца текущего года основным риском по-прежнему является валютный рынок. Эксперт обращает внимание, что четвертый квартал традиционно представляет собой самое турбулентное время. В данный период начинается «пожарное» освоение годовых бюджетов, что резко увеличивает спрос на импорт, а значит, и на иностранную валюту, создавая давление на курс тенге. В связи с этим, скорее всего, высокая ставка сохранится надолго и, вероятно, к концу года и вовсе может быть еще повышена.
Как подчеркивает Руслан Султанов, шаг Нацбанка представляет собой выбор меньшего из зол. В условиях, когда высокая инфляция снижает благосостояние граждан, другого рационального выхода уже не остается. Сейчас главная задача – сбить опасные ожидания и вернуть страну на путь стабильности, даже ценой временного «охлаждения» экономики. По мнению эксперта, это гораздо лучше, чем допустить неконтролируемый перегрев с куда более болезненными последствиями в будущем.