В последнее время экономисты и аналитики стали сомневаться в адекватности курса денежно-кредитной политики Национального банка Казахстана. Действительно ли это так? Попытаемся с этим разобраться.
Начать стоит с того, что после первой волны коронавируса Нацбанки многих стран мира изменили свою денежно-кредитную политику в пользу дешевых денег. Такой шаг был сделан, чтобы снизить реальную процентную ставку, что, естественно, поддерживает отечественный реальный сектор экономики. Ко всему этому низкие процентные ставки, как показывает мировая практика, являются отличным способом борьбы с ростом инфляции.
В Казахстане же не стали менять политику в пользу дешевых денег. Если учесть, что это является проверенным способом борьбы с инфляцией, то выходит, что наш Нацбанк фактически отказался от последовательного проведения политики инфляционного таргетирования.
Показательно и то, что финрегулятор нашего государства не принял меры, способствующие уменьшению инфляции, и своим решением от 7 сентября сохранил базовую ставку на уровне в 9%.
Результатом такой денежно-кредитной политики Нацбанка Казахстана стало повышение в августе стоимости продовольственных товаров на 10,9% и непродовольственных – на 5,5%. Ко всему этому на 3,4% выросли цены на платные услуги.
Для сравнения, в России, которая активно снижала цену денег даже на растущей инфляции, стоимость продовольственных товаров в августе повысилась всего на 4,3%, а непродовольственных – на 3,4%.
На основании этого, можно с уверенностью сказать, что наш Нацбанк разными методами старается сохранить высокие процентные ставки, что ведет к удорожанию национальной валюты. Подобная политика проводится в интересах банков второго уровня и не влияет на снижение инфляции. Наоборот, в стране происходит рост цен на продукты питания, что бьёт по уровню жизни казахстанцев.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: 24.kz