В последнее время из-за возникших проблем с дизельным топливом в СМИ и в правительстве поднимаются вопросы проведенной модернизации НПЗ РК.
Как подчеркнул эксперт Ерлан Жаукин, если не вдаваться в подробности, появляется много вопросов. Аналитик отметил, что в период до модернизации топливный рынок нуждался в поставках всех видов светлых сортов нефтепродуктов, а этот недостающий объем топлива Казахстан покупал у РФ.
Хочется отметить, что зависимость топливный рынок РК начал чувствовать с 2006-2007 годов на фоне роста экономики государства и доходов населения.
Как обозначил эксперт, именно с этого времени наблюдается ежегодный рост потребления топлива на рынке Казахстана на 6-8%, с каждым годом все больше увеличиваясь. В тоже время аналитик уточнил, что поставки топлива из РФ в РК осуществлялись без эскортных таможенных пошлин, а так как потребление топлива росло, Россия могла поставить вопрос возмещения потерь бюджета.
Помимо этого, существует зависимость воздействие на ценообразование топлива от импорта.
Из-за всех этих вопросов и принималась модернизация казахстанских НПЗ. Осуществлялись мероприятия по разработке ПСД, выбор технологий переработки нефти и производства нефтепродуктов. В 2018 году модернизация НПЗ РК завершилась.
С начала 2019 года зависимость казахстанского рынка от импорта всех видов нефтепродуктов была минимальной. Все цели модернизации были выполнены, а именно:
- Полное удовлетворение Казахстана в внутренней потребности основных сортов нефтепродуктов.
- Уменьшению вредного воздействия предприятий нефтепереработки на население и окружающую среду.
- Изготовление нефтепродуктов экологического класса К-4/5.
С 2019 года НПЗ РК восстановили экспорт бензинов и дизельного топлива на мировой рынок. Меньше чем за год казахстанский бензин начал пользоваться спросом в Центральноазиатском регионе, в том числе в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане, Кыргызстане, в тоже время успешно конкурируя с поставщиками из РФ.
Все эти плюсы положительно повлияют на экономику страны, что в свою очередь приведет к возможности повышения заработной платы бюджетников и возможности увеличения мер господдержки социальным слоям населения.
Не стоит забывать, что модернизация НПЗ обеспечила удерживания розничных цен на топливо в РК на низком уровне. На сегодня цены на топливо в Казахстане одни из самых низких в мире.
Но наступил коронокризис, который ударил по мировому потреблению энергоресурсов и обрушил нефтяные котировки. Это весьма болезненно ударило по экономике добычи нефти в Казахстане. Все помнят, что на мировых рынках нефть торговалась по отрицательным ценам, а учитывая удаленность Казахстана от мировых рынков, то экспортная стоимость казахстанской нефти была еще на 7-8 $/баррель ниже ее отрицательных значений. Я имею в виду стоимость нефти, сформированную на месторождении, – говорит Жаукин.
Это означает, что доходы от нефтяной промышленности равны 0. Оживление мировой экономики и восстановление торговли дало толчок новому этапу развития мировой экономики. Нефтяные котировки выросли, но в то же время на казахстанском топливном рынке стоит запрет экспорта высокодоходных сортов нефтепродуктов и принятие мер правительством для недопущения роста цен на топливо. В связи с этим, экономическая эффективность модернизации не ощущается.
И, резюмируя все сказанное, хотелось бы дать понимание обществу, что модернизация казахстанской нефтепереработки прошла более, чем успешно. Ее результаты и положительное воздействие на экономику в целом не могут ставиться под сомнение. Все обозначенные цели нефтяниками выполнены. Просто нам еще нужно научиться пользоваться ее благами, – заключил эксперт.