Сегодня в экспертных кругах активно обсуждаются происходящие конфликты в Ливии, на Ближнем Востоке и Южном Кавказе. Учитывая, что во всех этих событиях замешана Турция, некоторые умы полагают, что ее руководство уверенно пытается возродить Османскую империю. Действительно ли это так?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно рассмотреть конфликты, в которых сейчас замешана Турецкая Республика. Один из них происходит в Ливии, в которой Вооруженные Силы Турции оказывают помощь одной из противоборствующих сторон – Правительству национального согласия.
Помимо Ливии, турецкая сторона прочно обосновалась в приграничных территориях Сирии и проводит там сразу нескольких военных операций, нацеленных на создание в этой стране «зоны безопасности». Кроме того, турецкие военнослужащие свободно себя чувствуют и в небе Ирака, по территории которого регулярно наносятся удары.
И вот теперь конфликт в Нагорном Карабахе. В том, что в нем замешана Турция, я даже не сомневаюсь. Ведь вместо того, чтобы призвать конфликтующие стороны к перемирию, она начала оказывать поддержку Азербайджану, то есть подливать масло в огонь.
Итак, если посмотреть на карту Османской империи XVII века, то можно без труда увидеть, что очаги вышеперечисленных мною конфликтов, в которых замешана Турция, находятся на ключевых территориях карты. То есть турецкая сторона прямо борется за укрепление влияния в этих регионах, что в свою очередь подтверждает предпринимаемые ею попытки по возрождению имперской мощи.
Оставив в стороне карту, перейдем к новейшей политике. Помимо «старых» османских территорий взгляд Турции устремляется в Центральную Азию. Ни для кого не секрет, что сразу же после распада СССР в Анкаре захотели «прибрать к рукам» центральноазиатские республики для возрождения Османской империи. Работа в этом направлении в основном осуществлялась путем предоставления экономической помощи и создания образовательных учреждений. Сейчас же подходы намного «свежей». Одним из них является создание Туранской армии. Это предполагаемый и предлагаемый Анкарой военный блок, предусматривающий объединение тюркоязычных государств – Казахстана, Турции, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана.
Однако есть одно «но». Когда турецкие планировщики заводят разговоры о создании Туранской армии, они не берут в расчет то, что, в отличие от Азербайджана, в Казахстане и других странах Центральной Азии идеи пантюркизма не популярны и не имеют массовой поддержки среди населения.
Да и вообще, как Турецкая Республика собралась возрождать Османскую империю со странами Центрально-Азиатского региона, если наши республики, как известно из истории, не имеют никакого отношения к империи. Более того, Орда и Османская империя были конкурирующими государствами и находились в состоянии вражды.
Как мне кажется, Турция, выступая в качестве тарана США и Запада на Кавказе и в Центральной Азии, призвана выдавить из этих регионов Россию и Китай. Именно в этих целях укрепляются пантюркистская идеология и многочисленные организации, ориентированные на Анкару. Поэтому мы видим активизацию различного рода эмиссаров Эрдогана в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Попытка возрождения Османской империи на новом этапе неминуемо обернется для всех стран региона новой чередой малых и крупных конфликтов. Соответственно, пантюркистов надо рассматривать в качестве таких же экстремистов и в одном ряду с исламистами, прозападными неправительственными организациями и организованными преступными группировками, стремящихся расшатать стабильность в регионе.
Султанбек Агеев, эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: tsargrad.tv