После выборов в Мажилис власти Казахстана расщедрились и отдали парламентской оппозиции два комитета в нижней палате парламента вместо положенного одного. Акжоловцы теперь рулят аграрным комитетом, а народники – экологическим. Все бы ничего, если бы не одно но: парламентская оппозиция находится под полным контролем лидирующей партии Nur Otan.
Как заявил переизбранный спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин, комитет по вопросам экологии и природопользования возглавил депутат от Народной партии Александр Милютин. Однако Нигматулин почему-то не уточнил, что Милютин в прошлом избирался депутатом Мажилиса от партии Nur Otan четыре раза. И этот комитет он тоже возглавлял: четыре года в V созыве палаты. На сайте парламента, кстати, указано, что идеалом политического деятеля Милютина является сам Нурсултан Назарбаев. Удивительно, что теперь этот человек стал оппозиционером, выступающим против официального курса. Не так ли?
Не менее интересен и состав комитета по экологии. Всего в нем представлено 15 депутатов, двое из которых народники, включая «оппозиционера» Александра Милютина. Еще двое – акжоловцы и еще двое – депутаты от Ассамблеи народов Казахстана. Остальные 9, то есть большинство, являются нуротановцами. Поэтому все решения в этом комитете будут в любом случае приниматься в пользу главенствующей партии.
Аналогичная ситуация наблюдается и в аграрном комитете, который возглавил депутат «Ак жола» Ерлан Барлыбаев. В этом комитете представлено 14 депутатов, и здесь тоже девять нуротановцев. Несмотря на председательство акжоловца, нуротановцы составляют большинство – 9 против 5. Получается, что второй «оппозиционный» комитет тоже контролируется правящей партией.
Поэтому анализируя роль парламентской «оппозиции» на ум приходят слова басни Крылова «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь». Тем более, как видим, нынешний рьяный «народник» был долгое время нуротановцем, пока ему не приказали стать тем, кто он есть сейчас. Самым смешным был эпизод 15 января, когда фракции «Ак жола» и НПК лишь воздержались, что дало возможность Токаеву саркастически заметить, что это вовсе не протест, а воздержание. Таким образом, мы видим очередную попытку имитировать наличие оппозиции при ее полном отсутствии.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: atomic-energy.ru