Смена главы государства, выборы в Мажилис и маслихатовские выборы привели к тому, что оппозиция в стране видоизменяется. Этому процессу способствует рост гражданской активности, в результате чего в политику пришли новые лица. Также это происходит из-за смены поколений и вмешательства властей.
Сейчас парламентские партии, идущие после Нур Отана, можно условно назвать лояльными оппонентами. Что собой представляет лояльная оппозиция? Это когда политические силы полностью признают существующую политическую систему и действующую власть, но при этом они могут не соглашаться с ней в каких-то вопросах и выступать с различными заявлениями, критикой, обращениями и др. Под такое определение у нас попадают «Ак жол» и Народная партия Казахстана, которые недавно официально стали парламентской оппозицией. В нижней палате парламента их члены стали руководителями комитетов, один из которых отвечает за аграрные вопросы, а другой за вопросы экологии и природопользования. На сегодняшний день обе политсилы действуют довольно энергично. Но, будучи лояльными оппозиционерами, эти партии ограничены в количестве депутатских запросов. Также в соответствии с Конституцией они не могут в полном объеме проявить себя в законотворческой сфере.
Умеренная оппозиция у нас выступает за серьезные политические изменения в духе демократизации. Однако она старается конструктивно сотрудничать с правящей элитой и не конфликтовать с ней. Такие оппозиционеры в основном пытаются убедить власть в своей правоте и привлечь ее к взаимодействию. В качестве умеренной оппозиции на поверхности долгое время была ОСДП, но она теряет остатки былой поддержки, партийцы в действительности перестали вести борьбу за власть с нуротановцами. Они не участвовали ни в президентских выборах, ни в последних выборах в Мажилис и маслихаты. Из-за такой позиции партия может в скором будущем потерять своих сторонников и в целом ее дальнейшая судьба смотрится не оптимистично. Видимо, партийцы это учли, так как в скором времени ожидается появление их новой программы. Помимо этого, ОСДП согласилась войти в недавно сформированный Межпартийный совет, который будет обеспечивать сотрудничество парламентских и непарламентских партий. Стать членом совета ей предложил председатель нижней палаты парламента Нурлан Нигматулин. Благодаря членству в совете у партии появится возможность участвовать в законотворческой деятельности и доносить до руководства страны свои инициативы.
Помимо прочих, в Казахстане есть еще непримиримая оппозиция. Такая оппозиция категорически не поддерживает действующую власть, отвергает ее курс и требует кардинальных изменений политической системы. Непримиримыми оппозиционерами у нас являются «Демократический выбор Казахстана», «Наше право», «Oyan, Qazaqstan», «Respublika», «Халыққа адал қызмет», Демократическая партия Казахстана, «Көше партиясы», «Халық билігі», Народная партия справедливости и развития и «Progress». Эти группы действуют неформально и кто как, под их критику попадают и такие же непримиримые оппозиционеры из других групп, и правящая элита. Что характерно для них? Сейчас они обновляются, ряды их групп пополняет все большее количество казахстанцев, причем молодежи. Среди них есть прежние ярые оппозиционеры, которые уходили из политики, но решили вернуться. Также такой оппозиции характерно снижение уровня элитарности. Ранее большинство партий создавали и возглавляли представители действующей власти, которые ушли в оппозицию. На сегодня группы и движения создают представители среднего класса, не имеющие политического влияния. Кроме того, непримиримые оппозиционеры склонны к радикальным действиям, среди которых акции протеста. Всех их объединяет общая цель – сломать нынешнюю политическую систему. При этом большинство из них хочет, чтобы Казахстан стал парламентской республикой. Тем не менее они не могут между собой договориться, так как у них разные взгляды и идеи. В середине марта по предложению Альтаева был создан Национальный координационный совет оппозиционных сил, однако в него вошли лишь три группы, то есть он не смог объединить всех непримиримых.
На мой взгляд, все существующие парламентские партии в дальнейшем будут действовать как и раньше, но пока еще непонятна судьба ОСДП. Сегодня социал-демократы взаимодействуют и с провластными партиями в Межпартийном совете, и с непримиримой оппозицией в новом координационном совете. Однозначно, им нужно будет решить, с кем действовать в будущем. Поможет ли им новая программа, покажет время. У непримиримых, если не объединятся хотя бы временно, навряд что-нибудь получится. Объединенные они смогут добиться от правящей элиты признания и регистрации новых партий. В целом же, если общество не поддержит их, то и объединение им не поможет.
Сейчас в обществе также существуют жесткие антипартийные настроения или же традиционное недоверие существующим политическим образованиям. Особенно усилились эти тенденции после «предательства» Амиржана Косанова, когда он в качестве кандидата от оппозиционных сил не оправдал ожидания своего электората, признав победу Касым-Жомарта Токаева до официального оглашения результатов выборов, а также после безальтернативной парламентской кампании. На этом фоне попытки слепить вместо ОСДП и прежней конструктивной оппозиции новую национал-популистскую в лице «El Tiregi» и Национального координационного совета оппозиционных сил попросту обречены на провал. В то же время власти могут пойти на регистрацию некоторых партий с целью раскола протестного электората, но общую политическую ситуацию и расклад сил это не изменит.
Вместе с тем в Казахстане существует пласт организаций и групп левой направленности, которым не дают длительное время зарегистрироваться или их официальные структуры были закрыты по суду. Так в 2015-м году была ликвидирована старейшая Коммунистическая партия Казахстана, активисты которой пытаются действовать без регистрации. Существует Социалистическое движение Казахстана, в которое вошли различные левые активисты, но оно также не может легализоваться в нынешних условиях. В профсоюзной сфере в результате действия нового закона “О профсоюзах” было ликвидировано несколько сот профсоюзных объединений, в том числе Конфедерация Независимых Профсоюзов Республики Казахстан, и в январе приостановлена деятельность последнего независимого объединения – отраслевого профсоюза топливно-энергетического комплекса. Действует только незарегистрированный профсоюз “Жанарту” и идут попытки со стороны нефтяников создать снизу свои профсоюзные группы.
Поэтому нельзя судить по оппозиционному и протестному полю только через призму зарегистрированных официальных партий и объединений, которые во многом сами находятся под контролем властей и лишь имитируют активную деятельность в преддверие выборов или всплесков народных волнений.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: 24tv.ua