Известный казахстанский журналист и общественный деятель Олег Гусев ответил на вопросы «Эхо Казахстана», прокомментировав ответ компании «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) на запрос депутатов Мажилиса о невыполнении иностранным инвестором своих обязательств перед правительством страны. Также он выразил свое мнение относительно крупномасштабного пожара, случившегося недавно в одном из цехов Карагандинского металлургического комбината и нынешнего технического состояния устаревшего советского оборудования на предприятиях АМТ.
– Э.К. В чем суть комментариев АМТ на запрос депутатов? Для чего, по Вашему мнению, они вообще появились?
– О.Г. Запрос депутатов Мажилиса – это то, что Арселор никак не мог проигнорировать. Инициатор запроса – Альберт Рау, бывший первый вице-министр МИР РК, который всё знает о казахстанской промышленности, и об «АрселорМиттал Темиртау» в частности.
Это про меня советник гендиректора АМТ по связям с общественностью Алексей Агуреев может сказать, что Гусев распространяет фальшивки об АМТ.
Но если сказать такое о наших казахстанских законодателях, и в том числе об Альберте Рау, то Арселору прилетит так, что индус Парамжит Калон начнёт истово креститься и побежит свечки ставить.
– Э.К. Но в своем ответе на депутатский запрос Алексей Агуреев рассказывает о том, что инвестиции были и даже больше, чем предусмотрено контрактом.
– О.Г. Нынешний менеджмент АМТ продолжает рассказывать сказки «про белого бычка» – величайшие инвестиции в комбинат. Только забывает упомянуть, что в инвестиции они записывают много чего лишнего. Например, и затраты на текущие ремонты, и зарплаты иностранных «специалистов»-экспатов: у депортированной из РК бывшего директора по персоналу АМТ Анны Адом, к примеру, оклад был 18 000 долларов в месяц. А сколько на предприятии таких понаехавших специалистов?
«АрселорМиттал Темиртау» воспользовался и обесцениваем тенге: после того, как наша национальная валюта в 2015 году девальвировалась вдвое, на АМТ произвели переоценку основных средств, посчитав их в долларах, а потом переведя в тенге. Стоимость активов сразу возросла вдвое. И этот прирост был оформлен как инвестиции. Древний холодильник «Памир» производства 1972 года на момент переоценки стоил уже 800 000 тенге.
Я всё жду, когда господа арселоро-калоновцы решат подать на меня в суд за эту информацию – я ее озвучиваю уже второй раз. И тогда группа бывших работников предприятия с удовольствием даст показания по этим схемам, и у очень компетентных органов появится основание для проведения комплексной проверки «великих инвестиций».
Удивительно, что только в Казахстане слушают сказки Парамжита Калона то про 12 млрд долларов инвестиций до 2020 года, то про один миллиард, а затем и про 305 млрд тенге. И никто из правительства эти фантазии проверить не удосужился и не захотел их «осязнуть».
А в Украине лапшу не любят: в Кривом Роге есть реальные инвестиции и реальные новые производства за 443 миллиона долларов.
Вот это и есть настоящие инвестиции, следствием которых являются новые производства. А для Казахстана у Миттала есть только сказки, за которые он получает преференции из наших налогов. А вот новых МНЛЗ, новых линий, новых производств и новых марок стали на туземном заводе нет.
– Э.К. Если рассматривать последний пожар на АМТ, то все эти аварии и катастрофы, в том числе травмирование и гибель рабочих – это система или цепочка случайностей?
– О.Г. Безусловно, это система. Оборудование стареет и разваливается, на нем становится всё опаснее работать.
В 2016 году во время проверки департаментом промышленной безопасности Карагандинской области на «АрселорМиттал Темиртау» были выявлены крупные и серьезные нарушения: «эксплуатация морально устаревшего оборудования и опасных технических устройств, а также зданий и сооружений, у которых истек нормативный срок эксплуатации и не продлены сроки службы». Если не ошибаюсь – более тысячи нарушений.
20 сентября 2016 года АМТ получил от судоисполнителя Темиртауского территориального отдела по исполнению судебных актов уведомление о приостановлении на 3 месяца эксплуатации следующих объектов:
– 4 мостовых крана в листопрокатном цехе № 2;
– 2 мостовых турбинного цеха ТЭЦ-2;
– 6 мостовых кранов ШПУ доменного цеха;
– кислородопровода № 273 сортопрокатного цеха;
– 4 технологических трубопроводов – общезаводского газопровода доменного газа;
– газокомпрессорной станции;
– здания испарительного отделения участка сжиженного газа;
– здания газонаполнительной станции газового цеха.
Комбинат бы просто встал. Но позже ситуацию каким-то образом «урегулировали»: департамент отменил требования о приостановке деятельности комбината, и позволил АМТ устранять замечания по утвержденному департаментом плану мероприятий в течение длительного времени.
Вы думаете в течение трех лет к концу 2019 года ситуация на комбинате с промышленной безопасностью улучшилась? Конечно же нет! Количество масштабнейших аварий только растет.
– Э.К. В своем материале о пожаре в одном из цехов на АМТ вы говорили, что правительство, скорее всего, не отреагирует всерьез на этот депутатский запрос. Вы и сейчас придерживаетесь своего мнения?
– О.Г. Ответ правительство должно дать уже на днях. Я очень хочу ошибиться, но боюсь, что его ответ (цитируя классиков) опять будет в стиле «милостиво повелеть соизволил».
Посмотрим.
Фото: file.liga.net