Доступность лекарственного обеспечения – один из ключевых компонентов первичной медико-санитарной помощи. Недаром доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всех выделен в качестве одной из целей устойчивого развития, принятой Организацией Объединенных Наций.
Глобальная конференция по ПМСП и подписание Декларации по первичной медико-санитарной помощи, привлекшие на днях в Астану ведущих представителей медицины и здравоохранения 146 государств, высветили исключительную важность проблематики медицинских услуг и лекарственного обеспечения для всего мирового сообщества.
Правительства разных стран стараются находить оптимальный фармакоэкономический баланс, чтобы обеспечить максимальный охват населения доступными и качественными препаратами. Тем не менее, при всех прилагаемых государствами усилиях, в сфере лекарственного обеспечения в рамках первичной медико-санитарной помощи всегда остается пространство для улучшения.
Проведенная в начале 2018 года реформа по централизации амбулаторного лекарственного обеспечения в Казахстане, вызвавшая ряд нареканий на момент внедрения, показала и очевидные позитивные результаты в ходе работы, и до сих пор находит как критиков, так и сторонников.
О лучших мировых практиках лекарственного обеспечения и возможности их внедрения в Казахстане выступил исполняющий обязанности председателя правления ТОО «СК-Фармация» Берик Шарип.
Расскажите, насколько отличается казахстанская система лекарственного обеспечения от зарубежных образцов?
Как таковых общепринятых стандартов лекарственного обеспечения в рамках ПМСП не существует. Каждая страна выстраивает систему лекарственного обеспечения в соответствии с учетом условий и особенностей государственной, экономической и национальной структуры государства. Поэтому во многих странах, как например, в Ирландии, Турции и на Кипре, и отчасти – в России, полностью покрывают расходы на лекарственное обеспечение определенных, обычно – наиболее уязвимых социальных групп.
Чаще всего это люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, дети, а также, в ряде стран – представители групп с низким доходом, или участники военных действий, как, например, в России
Во многих странах европейского региона ВОЗ льготные группы для лекарственного обеспечения определяются по хроническим заболеваниям. Возвращаясь к опыту России, помимо социально уязвимых групп, бесплатно обеспечиваются лекарствами пациенты с гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями, рассеянным склерозом, и пациенты после трансплантации.
Такой подход распространен именно среди стран постсоветского пространства – в Армении, Таджикистане, Узбекистане, Литве, Латвии и Эстонии.
В Казахстане также за основу взята эта модель. Как вы знаете, у нас бесплатно обеспечиваются лекарствами на амбулаторном уровне диспансерные пациенты по 47 заболеваниям и состояниям, но, помимо нозологий, государство также определяет список лекарственных средств, а которые могут рассчитывать пациенты в рамках каждой нозологии.
А эта уже третья схема формирования системы лекобеспечения. Такая схема, где государство берет на себя расходы именно за определенные лекарства, выписываемые для пациентов, согласно недавно проведенному исследованию ВОЗ, принята в 32 странах европейского региона и стран СНГ.
В некоторых странах, и Казахстан в их числе, государство или фонды обязательного медицинского страхования полностью покрывают расходы за лекарственное обеспечение в рамках принятой модели. Но таких стран немного.
Наиболее распространенная практика – это сооплата, когда стоимость льготных лекарств частично оплачивает государство, а частично – сам пациент.
Интересная модель применяется в Дании и Швеции, где пациенты полностью оплачивают расходы за лекарства до определенного уровня, после чего остальные расходы за лекобеспечение берет на себя государство.
То есть, по большому счету, универсального подхода к лекарственному обеспечению быть не может, ведь многое зависит также от приоритетов, которые страны обозначают для себя в области социального обеспечения и развития.
И все же, наверняка существуют какие-то рекомендации, которые должны помочь обеспечить максимальных охват граждан лекарственным обеспечением?
Я бы сказал, что во многих отношениях в вопросах лекарственной политики Казахстан применяет самые современные практики и следует рекомендациям, предложенным ВОЗ для лекарственного обеспечения.
Недавние исследование ВОЗ систем лекарственного обеспечения стран европейского региона и СНГ показал, что ни в одной стране бюджетные ограничения не позволяют в полной мере оплачивать лекарственное обеспечение в рамках ПМСП за счет государства.
Поэтому в большинстве стран применяются меры для обеспечения экономии при закупе, которая достигается, к примеру, при централизации лекарственного обеспечения, оптимизации расходов на лекарства и внедрения ценового регулирования.
Сейчас большинство стран стремятся к расширению применения дженериков и биосимиляров. В ряде стран переход на генерическое замещение вообще является обязательным.
В этом смысле интересна модель, принятая в Финляндии, где при желании пациенты могут оплатить разницу в стоимости, если для них предпочтительно применение оригинальных препаратов.
Сейчас вы говорите, в основном, об увеличении охвата пролеченных пациентов за счет снижения цены. Но есть ли какие-то рекомендации, которых следует придерживаться для увеличения удовлетворенности пациентов?
Конечно, существует ряд важных факторов, которые ВОЗ приводит в качестве рекомендаций для увеличения лояльности пациентов.
Это проведение на постоянной основе мониторинга и системного анализа инноваций и современных разработок для включения в свои системы лекарственного обеспечения наиболее экономически эффективных из них.
Важным фактором для достижения удовлетворенности пациентов, согласно анализу ВОЗ, является обеспечение прозрачности процессов и вовлечение общественности при принятии решений в вопросах оборота лекарственных средств.
Следует ли Казахстан этим рекомендациям?
По ряду предлагаемых Всемирной организацией здравоохранения мер в Казахстане уже ведется активная работа. Сейчас на рассмотрении в Парламенте РК находится законопроект, призванный способствовать повышению экономической доступности лекарств, обеспечению их качества и безопасности, а также рационального использования.
Законопроект предусматривает внедрение регулирования цен на лекарства, необходимость выписки рецептов по международному непатентованному названию.
Более того, мы видим, что принципы и рекомендации по лекарственной политике ВОЗ полностью совпадают с приоритетами государственной политики Казахстана, недавно озвученными Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в его послании нарду «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».
Повышение доступности первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, внедрение современных технологий, институциональное усиление и активное использование общественных организаций выделены Главой Государства в качестве приоритетных мер для достижения качества медицинских услуг как важнейшего компонента социального самочувствия населения. И эти задачи являются генеральной линией дальнейшего развития всей отрасли.