Главные проблемы казахстанской науки перечислены в концепции к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам науки»
«Численность научных кадров в 2021 году составила 21,8 тыс. человек. Не увеличивается приток молодежи в науку, что усугубляет проблему «старения» кадров. Средний возраст сотрудника с ученой степенью составляет – 57 лет, главного научного сотрудника – 65 лет, ведущих и старших научных сотрудников – 54 года, младших – 30 лет. Пенсионного возраста достигли более 15% сотрудников», – сообщается в концепции.
Также в документе упоминаются неконкурентный уровень и нестабильность заработной платы.
«Среднемесячная заработная плата персонала, занятого выполнением НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – КазТАГ) в 2020 году составляла 152 тыс. тенге (71% от среднемесячной заработной платы по экономике). Исключительно конкурсный характер финансирования научных проектов и программ, отсутствие в составе базового финансирования заработной платы ученых (пункт 3 статьи 25), отсутствие непрерывного, вне зависимости от конкурсов, финансирования фундаментальных исследований, краткосрочность грантового и программно-целевого финансирования (максимум – до 36 месяцев) оказывают негативное влияние на развитие действующих и новых научных школ»,
– сказано в документе.
Кроме того, отмечается, что в законодательстве отсутствуют меры социальной поддержки для ученых.
«Во-вторых, физический и моральный износ основных фондов научных организаций (40%). Существующая структура финансирования ограничивает возможности увеличения затрат на основные средства, в том числе, на их активную часть. Не предусмотрены мега-гранты на проведение крупных научных исследований и приобретение современного оборудования, приборов и инструментов. В-третьих, отсутствуют внеконкурсные финансовые инструменты развития международного сотрудничества. На 1 января 2021 года в сфере науки действуют 58 международных соглашений, из которых 44 заключены на двусторонней и 14 – на многосторонней основе»,
– уточняют авторы концепции.
В-четвертых, по их словам, не предусмотрены конкретные инструменты профессионального роста научного сообщества и закрепления в науке молодежи. Не выделяются гранты на постдокторантуру, отсутствуют научные стажировки вне программы «Болашак» и множество других, назревших и практикуемых в мире мер стимулирования.
«В-пятых, не определен правовой статус ученых как категории, деятельность которой носит социально значимый характер»,
– отмечается в концепции.
Еще одна проблема – наука в Казахстане оказалась не ориентирована на потребности реального сектора.
«SWOT-анализ предметных областей науки Казахстана за 2019 год показал, что из 22 предметных направлений казахстанской науки за 2015-2019 годы только семь (32%) представлены как сильные или имеющие возможность перейти в категорию сильных. Большинство научных проектов и программ остаются невостребованными или маловостребованными отечественной экономикой. Научная составляющая в недостаточной степени интегрирована в практическую деятельность государственных органов, а также в среднесрочные и долгосрочные программы развития отраслей экономики. Законодательством не предусмотрены институты и единый механизм приоритезации научно-технических задач и определения стратегической важности предлагаемых проектов и программ с учетом долгосрочных целей развития страны и глобальных тенденций. В свою очередь, субъекты научной и научно-технической деятельности не ориентированы на потребности реального сектора»,
– говорится в концепции к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам науки».
Как уточняют разработчики, 46% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) финансируются государством.
«Инвестиции в науку малопривлекательны для крупного и среднего бизнеса, банковских (0% по итогам 2019 года) и инвестиционных структур, не получили должного развития венчурные фонды, стартап-площадки и другая инновационная инфраструктура. Данное положение связано и с отсутствием мер стимулирующего характера, экономических стимулов ГЧП (46% НИОКР финансирует РБ, МИО не финансируют, софинансирование коммерциализации РННТД – 15%, нет «длинных» кредитов, налоговых льгот и преференций, страхования рисков, интеграции в Доркарту бизнеса и другие программы)»,
– сказано в доументе.
Отмечается, что согласно требованиям Кодекса «О недрах и недропользовании», недропользователи обязаны осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, в размере 1% от затрат на добычу.
«В Казахстане 141 контракт по углеводородному сырью и 160 контрактов по твердым полезным ископаемым содержат обязательства по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По информации министерства энергетики, с 2017 по 2019 годы, выделенные компаниями-недропользователями на НИОКР средства в размере более Т56 млрд были распределены следующим образом: 78% средств – аффилированным организациям, 15% –Автономный кластерный фонд «Парк инновационных технологий» и только 7% – другим организациям НИОКР, посредством открытого конкурса»,
– добавили авторы концепции.
По их словам, в настоящее время разработан механизм поэтапного перехода (к 2022 году – 50%, в 2023 году – 75%, в 2024 году – 100%) к централизации отчислений недропользователей НИОКР через республиканский бюджет и распределения согласно закону «О науке».
«Планируется, что внедрение данного механизма позволит, начиная с 2024 года, увеличить ежегодное финансирование науки на 25%, повысить прозрачность отчисляемых недропользователями средств на НИОКР, поставить на государственный учет финансируемые недропользователями проекты НИОКР, и обеспечить их постоянный мониторинг»,
– уточнили разработчики.