Программа «модернизация сознания» «Рухани жангыру» родилась в недрах администрации президента Назарбаева в начале 2017 года и была обоснована на статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Несмотря на большое количество «воды» программа носит ярко выраженный национал-популистский характер и ориентирована на строительство национал ориентированного, то есть, моноэтнического государства. Сейчас по истечении трех лет с момента принятия программы, можно подвести некоторые итоги.
Программа стала неким результатом поворота внешней политики казахстанского руководства конца 2013 начала 2014 года и отказа от первоначального варианта союзного договора ЕАЭС и создана с целью формирования новой идеологической линии, ориентированной исключительно на представителей одной нации и ее молодое поколение. Подготовка программы приписывается бывшему заместителю руководителю администрации президента Марату Тажину, который сейчас является послом Казахстана в Чехии.
Сама программа «Рухани жангыру» состоит из шести подпрограмм: «Туган жер» («Родная земля»), сакральная география, современная казахстанская культура, перевод 100 ведущих учебников, 100 новых лиц и переход на латиницу.
Программа «Туган жер» («Родная земля») направлена на внедрение в систему среднего образования предметов по изучению родного края и малой родины в националистическом ключе.
Программа Сакральной Географии подразумевает поиск и активную пропаганду местных исторических достопримечательностей, религиозных мест поклонения в лице мечетей, мавзолеев, колодцев и даже домусульманских и шаманических мест с целью привлечения в них учащейся молодежи и населения. Этим достигается эффект «укоренизации» нового поколения, а также происходит процесс «удревнения истории», когда создаются мифические образы «великих предков».
Современная казахстанская культура подразумевает в лице новых спектаклей, фильмов, книг о величии Елбасы и выбранного пути независимости, формирование особой национальной моды, песен и придворной поэзии.
Перевод 100 ведущих учебников, подразумевает внедрение других взглядов и оценок понимания развития истории, культуры и осмысления мирового устройства с точки зрения западных лекал. «Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государственный казахский язык. И это задача государства», – указывает Назарбаев.
Программа 100 новых лиц рассчитана на популяризацию представителей современной казахской элиты, в том числе и успешных членов правящей семьи, как эталонов для подражания и любования.
В качестве символа идеологической программы выбрано изображение разноцветного орла, сразу попавшего в эпицентр скандала по обвинению в плагиате символа одной из французских компаний. С самого начала заработал сайт госпрограммы Ruh.kz и открылись офисы в регионах, где разъясняют цели и задачи президентской статьи.
На реализацию программы «модернизации сознания» до 2022 года из бюджета было предусмотрено выделение 54 миллиарда тенге (больше 160 миллионов долларов). И это все происходит на фоне тяжелейшей ситуации связанной с распространением коронавирусной инфекции.
Так, в Западно-Казахстанской области на 20 проектов и 113 подпроектов, начиная с этого и до 2022 года, планируется выделить 7,721 миллиарда тенге. В Костанайской области обещают затратить 3,6 миллиарда тенге на 38 проектов и провести 419 мероприятий. На 430 проектов и мероприятий в Карагандинской области выделят 12,3 миллиарда тенге, а власти Южно-Казахстанской области отчитались, что в 2017 году провели около 3200 мероприятий, до 2022 года области планируется выделить 16,2 миллиарда тенге.
Наиболее полно отразил смысл данной государственной программы поэт и писатель Нурлан Садир. «Надеюсь, что «Рухани жангыру» поможет процессу деколонизации и десоветизации сознания. Избавит от стереотипа, что «мы стали людьми, благодаря Российской империи и СССР, а до этого были диким кочевым народом». Древнее городище Жайык и «золотая» женщина, найденная в кургане Таксай, свидетельствуют, что наши предки контактировали на равных с различными цивилизациями, — считает поэт, давший интервью радио «Азаттык».
В рамках этой программы предполагается преобразить сознание учащейся казахской молодежи до 2022 года и воспитать ее на базе выработанной государственной идеологии, где стержнем является современный казахский национализм в основе которого лежат национал-консервативные, пантюркистские ценности с ориентацией на «передовой опыт» Запада и интеграцию с ним.
Данной программой решаются и практические задачи консолидации новой поросли казахской нации вокруг данных ценностей с целью предотвращения развития социальных антагонизмов базой которых всегда является молодежь. По оценкам экспертов администрации президента именно молодежь от 18 до 30-ти лет с 2021 года станет преобладать в количественном выражении в уже казахском обществе, что чревато потрясениями для акорды.
Об этом говорит и ведущий эксперт Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов, считающий, что программа рассчитана на трансформацию сознания именно молодого поколения казахстанцев в духе государственной националистической идеологии.
«На руку акорде играет и изменение этнического состава населения страны в сторону увеличения до 70% казахского населения, увеличение числа молодежи, больше разговаривающей на казахском языке. Для увеличения численности казахского населения в центральных и северных регионах приняты программы переселения с юга. Поэтому программа «модернизация сознания» лишь часть общей мозаики проводимой политики по отрыву Казахстана из постсоветского пространства и от общего культурного наследия, призванная утвердить новые национальные символы, новую топонимику на деле означающую дерусификацию и декоммунизацию, систему обучения и введение латиницы, ориентацию на древние сакральные традиции и на деятелей «национал-освободительного движения» («Алаш-Орда») из числа представителей казахской части партии кадетов начала ХХ века. Главная задача государства формулируется как сохраннее своей самобытности, под которой в действительности понимается уход из-под влияния Москвы и его интеграционных проектов. То есть, народу Казахстана предлагают поменять родственные узы, связывающие веками русский, казахский и другие народы, а также экономическую стабильность на сиюминутное чувство национального превосходства. Мне кажется, этот путь ведет в тупик», – считает Улугбек Бабагулов.
Известный казахстанский блогер Аскар Шайгумаров увязывает внедрение данной программы с идеологическим обеспечением многолетнего правления правящей семьи и считает, что она на самом деле носит формальный характер и ее результаты не приживутся в обществе как не прижились ростки других «прорывных» проектов.
«Если под модернизацией подразумевается признание обществом династического пути развития страны, это шаг назад — в темные, мракобесные времена. Человек и общество должны развиваться естественно. У меня есть ощущение, что чиновники сами над этим всем смеются, но поступила команда сверху — внедрять. Значит, будут делать формально», — уверен блогер.
С ним не совсем согласен сопредседатель Социалистического Движения Казахстана Айнур Курманов, который приходит к выводу, что на деле программа «модернизации» вылилась в кампанию по переименованию городов, тысяч поселков и улиц, в снос памятников с «тоталитарной символикой» и в насаждение антироссийских и русофобских настроений в обществе.
««Патриотическим воспитанием» навязывается и отрицательное восприятие к ранее общим культурным ценностям, так как введением латиницы и активной дерусификацией и происходит искусственный разрыв между старым и новым поколением, а молодежь выводится из-под влияния прежде единого информационного пространства. В перспективе из Москвы будет сформирован образ внешнего врага, угрожающего «независимости» страны через интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, ТС и ОДКБ, которые якобы несут «закабаление» казахскому народу. Данной программой преследуются и цели формирования надежной базы для опоры системы преемственности власти, когда наиболее успешные представители семьи и правящей элиты представляются единственными гарантами «суверенитета», сохранения «национальной идентичности» и национального возрождения с целью построения «Мангилик Ел» («Вечной Родины»). Тут напрямую напрашиваются аналогии с «Третьим Рейхом» и получается, что создатели «Рухани Жангыру» ничего нового не придумали, а лишь позаимствовали у своих немецких коллег из 30-х годов», – приходит к неутешительному выводу Айнур Курманов.
До завершения программы осталось еще два года, но мы уже видим некоторые результаты её осуществления, которые приводят на деле лишь к усилению межэтнических и языковых противоречий в стране, создавая основу для роста националистических движений.
Фото: sputniknews.kz