Во время состоявшегося заседания коллегии Министерства внутренних дел 30 июня 2023 года, глава Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости продолжения работы по законной регистрации зарубежных автомобилей, начатой в государстве еще 23 января 2023.
Казахстанский лидер отмечал, что незаконный ввоз импортных автомобильных средств в нашу страну без процедуры регистрации усугубил проблему на дорогах.
«Водители грубо, а зачастую безнаказанно, нарушали правила дорожного движения. Чтобы вернуть их в правовое поле, по моему поручению проводится легализация этих автомобилей», ‒ сказал Касым-Жомарт Токаев.
Какие проблемы возникли на дорогах Казахстана? Жители Республики Казахстан, владельцы иностранных автомобилей, избегают наказания за нарушения ПДД, а также совершают преступления на автомобилях с иностранными номерами. Кроме того, большинство этих автомобилей не соответствуют требованиям экологических и безопасных стандартов.
«За последние несколько лет в Казахстан, по разным оценкам, было нелегально завезено 200 тысяч автомобилей, зарегистрированных в странах ЕАЭС. Следует сразу отметить, что определить точное количество таких нелегальных транспортных средств довольно проблематично, потому что на машинах и с импортными номерами по Казахстану разъезжают и иностранцы, которым не нужно вставать на учёт», ‒ сообщил генеральный директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян.
Лидер Казахстана подчеркнул, что массовый ввоз иностранных автомобилей в страну объясняется ошибочными решениями, принятыми государственными органами.
«В настоящее время мы вынуждены исправлять прошлые ошибки, включая те, которые были допущены МВД. Более того, появились криминальные схемы ввоза иностранных автомобилей и их регистрации с участием сотрудников полиции. Таким беззакониям, которые наносят ущерб правоохранительной системе в целом, не должно быть места в справедливом и законном государстве», ‒ сказал Токаев на заседании коллегии Министерства внутренних дел.
Согласно порядку легализации машин иностранного производства, автомобиль должен быть ввезен в Казахстан до 1 сентября 2022 года. Также необходимо, чтобы он не состоял на криминальном учете и был снят с учета по месту предыдущей регистрации в другой стране. Если автомобиль был ввезен из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, требуется пройти таможенную очистку. В случае легализации транспортного средства, нужно заплатить государственные сборы за первичную регистрацию, пошлину за техпаспорт и за получение государственного номера.
Существуют ли альтернативные варианты решения проблемы незаконного использования иностранных автомобилей? Одним из таких вариантов является техосмотр. Если бы он действительно был внедрен в Казахстане ранее, подобные проблемы были бы предотвращены и большинство нелегальных автомобилей уже давно были бы изъяты и стояли на штрафстоянках. Однако сейчас существует проблема избытка таких нелегальных автомобилей, и государство задумалось о возможных решениях.
«Куда правильнее было бы начать с наведения порядка в техосмотре. И тогда львиная доля нелегальных, вредных для экологии и опасных для дорожного движения машин не смогут ездить по нашим дорогам. И сразу станет намного меньше аварий в стране», ‒ заявил эксперт в сфере государственного управления Чингиз Лепсибаев.
Подводя итог, можно отметить, что проблемы с незаконным использованием иностранных автомобилей в Казахстане оказались особенно серьезными. Введение системы законной регистрации и обязательного техосмотра значительно сокращает процент нелегальных автомобилей, уменьшает число нарушений ПДД и улучшает безопасность дорожного движения.