В прошлом году практически все страны мира, как и Казахстан, столкнулись с пандемией коронавируса. В частности, из-за нее весной у нас было введено чрезвычайное положение. В мае его отменили, но многие меры, действовавшие во время режима, остались, например, удаленная работа и дистанционное обучение. Введение подобных мер не проходит бесследно. Исследования иностранных аналитиков свидетельствуют о том, что эффекты пандемии отражаются на психике граждан, особенно молодежи, и благополучии. Нахождение в изоляции, утрата обычного повседневного уклада и стабильности, отсутствие уверенности в дальнейшем в будущем приводят к тому, что у детей и подростков усиливаются депрессивные настроения, тревожность и страх, то есть повышается суицидальный риск. По информации Генпрокуратуры, за 11 месяцев прошлого года были зарегистрированы 125 суицидов и 261 попытка его совершения среди казахстанцев, не достигших 18-летия.
В 2015 году правительство попыталось запустить программу по предотвращению суицидов среди учащихся. Пилотный проект стартовал тогда в Кызылординской области. В программе предусматривались информационные, образовательные и профилактические меры в общеобразовательных школах. Они были ориентированы на раннее выявление детей c суицидальными наклонностями или проблемами психики и на то, чтобы дети с такими проблемами знали, как их можно преодолеть. Эта программа включала в себя различные информационные кампании, тематические семинары и специальные тренинги для преподавателей, соцработников, медиков и других специалистов, взаимодействующих с детьми. В рамках пилотного проекта были получены многообещающие результаты, поэтому было решено о ее внедрении в других регионах, но внедрили ее не по всей республике.
Эксперты международной организации ЮНИСЕФ проанализировали в 2018 году ситуацию с суицидами среди подростков в Казахстане. По их словам, в нашей стране факторы, из-за которых повышается риск суицида в детях, такие же как и во всем мире. Это одиночество и отверженность, конфликты с родными, неустойчивая домашняя обстановка, неуверенность, страх будущего и др. Очень часто причина кроется в финансовом неблагополучии, экономическом и социальном неравенстве, в недоступности качественного образования или здравоохранения. Всё это говорит о глубоких социоэкономических проблемах в процессах, которые происходят в обществе.
Конечно же, нельзя сбрасывать со счетов и ситуацию, связанную с дистанционным обучением и изоляцией. После введения чрезвычайного положения дети оказались на досрочных каникулах. С апреля прошлого года школы перешли на дистанционный режим обучения, который продолжался на протяжении всей последней четверти 2019-2020 учебного года, а в некоторых школах он и сейчас действует. В это время многие дети очень скучали по своим друзьям, ведь общение с помощью соцсетей отличается от обычного общения. Они зачастую не могли обсудить свои проблемы из-за того, что боялись, что их могут услышать родители. То есть основным слабым местом при дистанционном обучении является стресс, возникающий из-за самоизоляции, который становится причиной депрессии и физической усталости. Также во время дистанционного обучения возросло количество межличностных конфликтов между родителями и детьми. Некоторые семьи столкнулись с безработицей и финансовыми проблемами, что тоже отразилось на отношениях в семье. Иногда ссоры родителей с детьми выливались в жестокое обращение с ребенком, и это один из главных факторов суицидального риска.
Что же нам нужно для того, чтобы снизить суицидальный риск среди молодежи? В первую очередь необходимо доносить до родителей информацию о факторах риска и результативных мерах и стратегиях. Так, к примеру, для того чтобы наладить более доверительные отношения с ребенком, их можно научить распознавать поведение, которое свидетельствует о депрессии. Также при дистанционном обучении школы должны предоставлять подросткам в онлайн-режиме доступ к профессиональной психологической помощи. Таким образом, можно будет своевременно выявлять детей, нуждающихся в помощи, причина стресса которых это именно ситуация в семье. Кроме того, для предотвращения суицидов нужно работать с детьми над здоровыми стратегиями, которые помогут снять стресс. В том числе необходимо организовывать дискуссии, тренинги, где бы с детьми можно было бы обсуждать межличностные отношения. Также тут помогут информационные пакеты и брошюры, содержащие информацию о горячих линиях, например.
Но все же одними только обсуждениями с психологами проблему не решить, так как она напрямую связана с падением жизненного уровня из-за кризиса сырьевой модели экономики. В ситуации, когда у большинства молодежи после окончания школ и вузов нет каких-либо перспектив, в том числе в деле поиска и получения стабильной работы, когда в семьях нет средств для покупки еды и одежды, проблематика суицидов не только не отступит, а будет только нарастать. Без кардинальных социально-экономических изменений страна и дальше будет занимать первые места по подростковым самоубийствам.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: express-k.kz