Американское рейтинговое агентство Fitch Ratings предупреждает о рисках ухудшения суверенного кредитного рейтинга Казахстана в случае дальнейшего игнорирования фискальных/бюджетных правил в отношении Национального фонда Республики Казахстан, отмечает экономист Галымжан Айтказин.
Согласно заявлениям аналитиков международного рейтингового агентства, намерение Правительства РК увеличить трансферты из Нацфонда говорит о недостатках фискального правила страны. В то же время в текущих условиях это не подрывает надежные фискальные буферы страны.
Галымжан Айтказин обращает внимание на тот факт, что валютные активы Нацфонда составили 62,7 миллиарда долларов, что составляет двадцать два процента от ВВП Казахстана. Данный показатель актуален по состоянию на конец третьего квартала текущего года и является ключевым фактором кредитного рейтинга республики.
Кроме повышения объемов официальных трансфертов также имело место дальнейшее использование нетрадиционных операций. Они же, в свою очередь, создают фискальное пространство.
Экономист подчеркивает, что агентство Fitch снижает доверие к макроэкономической политике Казахстана, теряющей предсказуемость, и это критично. Потеря доверия потенциально может привести к снижению рейтинга на одну ступень по макроэкономическим перспективам, политике и перспективам качественного наложения в рейтинговой оценке Fitch.
Так, по оценке международного рейтингового агентства доля активов Национального фонда Республики Казахстан к ВВП снизилась с 34,8 процента в 2020 году до текущих 21,8 процента в текущем году.
Айтказин также отмечает, что согласно проведенному в сентябре исследованию Международного валютного фонда, за последние двадцать лет правительства большинства развитых и развивающихся стран мира демонстрируют тенденцию к большим бюджетным дефицитам и росту уровня государственного долга для достижения своих политических обещаний и целей.
По словам Галымжана Айтказина, основной вывод МВФ заключается в том, что политические силы потенциально доминируют над краткосрочными стратегическими корректировками в виде боязни высокого дефицита, а также роста госдолга и введения работающих бюджетных правил.
Эксперт полагает, что в Республике Казахстан проблемы критического роста государственного долга не наблюдается. В то же время наращивание государственных расходов в большей степени на текущие затраты, а также не всегда продуктивные меры господдержки и инвестиции выделяются за счет средств Национального фонда.
Айтказин подчеркнул, что это в итоге повышает зависимость бюджета страны не от собственных доходов, а от трансфертов и снижает макроустойчивость в случае снижения цен на нефть.
Другими словами, неспособность правительства провести адекватное фискальное ужесточение посредством сокращения затрат или роста доходов за счет увеличения ставок налога, создает риски для кредитного рейтинга в среднесрочном горизонте.