За последние несколько лет Китаю удалось в значительной степени расширить свое присутствие в Центральной Азии и стать одним из крупнейших инвесторов и кредиторов для стран региона. На фоне этого бытует мнение, что Казахстан и другие центральноазиатские республики могут стать колонией Поднебесной. Давайте порассуждаем, возможен ли такой вариант развития событий?
В том, что Китай является одним из самых крупных инвесторов для республик Центральной Азии, я даже не сомневаюсь, поскольку, согласно статистическим данным, в 2018 году прямые инвестиции из Поднебесной в Казахстан составили 3,8 миллиарда долларов, в Туркменистан -1,98 миллиарда долларов, в Узбекистан – 412 миллионов долларов, в Таджикистан – 316 миллионов долларов, а в Кыргызстан – 47 миллионов долларов.
Выходит, что всего в 2018 году китайская сторона вложила в Центрально-Азиатский регион более 6,5 миллиарда долларов, что является значительным вкладом в экономики центральноазиатских стран.
Не стоит забывать и то, что Поднебесная – это главный потребитель произведенных в Центральной Азии товаров. К примеру, с 2012 года китайцы являются крупнейшим покупателем казахстанского урана, о чем свидетельствует то, что наибольший объем поставок, а именно 57% от всего экспорта, приходится именно на Китай. Поэтому экономический рост центральноазиатских республик в значительной степени зависит от Китая, хотя в разной степени и в разных странах.
Помимо всего прочего, Пекину удалось запустить свои щупальца в оборонные проекты большинства стран Центральной Азии. Общей темой стала совместная борьба с терроризмом в регионе. Китайская сторона оказывает финансовое, организационное и методическое содействие правоохранительным органам стран, постоянно проводит совместные антитеррористические учения, предоставляет информацию о лицах, подозреваемых в терроризме, оказывает военно-техническое содействие.
Учитывая все это, можно с уверенностью сказать, что за последние годы Поднебесная значительно увеличила свое присутствие в Центрально-Азиатском регионе. В Пекине видят свою первоочередную роль в этом регионе прежде всего в экономической области. Политика китайской стороны ведома в основном собственными нуждами экономического развития. Для удержания высокого уровня внутреннего экономического роста Китая необходимы новые рынки и новые ресурсы, и особенно это касается энергетических и водных ресурсов.
Ни для кого не секрет, что Китай забирает у центральноазиатских республик огромные объемы воды. Для чего? Все просто. Водные ресурсы отправляются на территории активно развивающегося Синьцзян-Уйгурского автономного округа, ведь без воды развивать эти полупустынные земли не представляется возможным.
Поэтому Казахстан и Центральная Азия действительно рискуют стать колонией Китая или даже внутренней провинцией как Синьцзян-Уйгурский автономный округ, если бездумно будут и дальше брать кредиты и интегрироваться в их экономическую систему. Единственным рецептом от этого может быть только дальнейшее развитие Евразийского экономического союза, который должен превратиться в реальный Союз со своей валютой, наднациональным парламентом, правительством и обороной. Только в этом случае можно будет отстоять свою землю и создать общий народно-хозяйственный комплекс с развитой индустрией и собственным производством.
Мухтар Асанов, эксперт Центра исследований международных отношений, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: elgezit.kg