В Министерстве энергетики Республики Казахстан ранее сообщили о том, что до конца июня текущего года объемы добычи будут сокращены. Данное решение было принято при координации с некоторыми государствами, входящими в состав международного объединения ОПЕК+. Эксперт Олжас Байдильдинов в эфире телеканала Almaty.tv рассказал, окажут ли влияние заявления Минэнерго РК на экономику страны.
По словам эксперта, наша страна не имеет возможности оказывать влияние на собственную добычу «черного золота». Связано это с тем, что шестьдесят семь процентов всей нефтедобычи Казахстана приходится на три нефтегазовых месторождения: Кашаган, Тенгиз и Карачаганак. Их разработка ведется на условиях соглашения о разделе продукции, либо стабилизированных контрактов. Таким образом, государство не имеет влияния на данные консорциумы. Они имеют право добывать столько нефти, сколько считают нужным.
Остальная часть нефтедобычи, например осуществляемая национальной нефтегазовой компанией «КазМунайГаз», находится под прямым влиянием государства. КМГ имеет возможность понижать какие-либо показатели, однако нефтегазовая компания имеет многочисленные социальные обязательства. Одним из таковых является поддержание количества рабочих мест. В связи с этим, «КазМунайГаз» не будет уменьшать объемы нефтедобычи.
Олжас Байдильдинов подчеркнул, что Персидский залив вместе со странами ОПЕК могут оказывать влияние на такого рода процессы, в отличие от Республики Казахстан. Связано это с тем, что девяносто процентов нефтедобычи в данных странах, в основном, контролируется государственными компаниями. Вместе с тем, наша страна в минувшем и в текущем году и без того не выполняла свои обязательства.
По словам эксперта, Казахстан добывает около 1,7 – 1,8 миллиона баррелей в сутки. Это нефтеконденсат, однако наша страна взяла обязательства осуществлять ежесуточную добычу менее полутора миллионов баррелей нефти. Байдильдинов полагает, что данные показатели не будут выполнены. Однако, за невыполнение обязательств в рамках ОПЕК никакие санкции или штрафы Казахстану не грозят.
Эксперт заявил, что наша страна присоединилась к сокращению нефтедобычи, так как существовала реальная необходимость стабилизации цен на нефть. Однако, в настоящее время цена за баррель нефти составляет восемьдесят долларов за баррель, что является хорошим показателем для нефтяных компаний и госбюджета.
Олжас Байдильдинов заключил, что Республика Казахстан присоединилась к решению о сокращении нефтедобычи, однако выполнять свои обязательства на самом деле планирует. Казахстан таким образом получает выгоду от данного соглашения, в виде высокой цены на нефть.