Вторую неделю в казахстанском сегменте социальных сетей не утихают страсти вокруг празднования 100-летия комсомола в Алматы, в котором приняли участие несколько видных казахстанских государственных деятелей. На новый виток скандал вышел после публикации фотоотчетов мероприятий КНПК, приуроченных к юбилею ВЛКСМ, прошедших в регионах, где в кадр уже попали школьники и подростки.
Бдительная Фейсбук-общественность усмотрела в партийных мероприятиях Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК) опасность распространения «радикальной коммунистической идеологии» и указала на недопустимость празднования юбилея организации «преступного режима, повинного в геноциде, зверском уничтожении миллионов наших соотечественников».
Также, по мнению изобличителей «красной инфекции», коммунистическая идеология и советская символика может использоваться как инструмент иностранной пропаганды (легко догадаться, какого государства), в качестве «импортной технологии». Авторитетный политик и общественный деятель Алихан Байменов в интервью порталу 365Info.kz высказал мнение, что подобное идеологическое влияние представляет «угрозу ценностям независимости».
Наконец, лидеры мнений казахстанского сегмента соцсетей обратились в своих постах к прокуратуре с требованием привлечь к ответственности администрацию учебных заведений, допустивших участие детей в мероприятиях КНПК, и их организаторов.
Ничуть не желая приумножать хайп вокруг этих событий, хотелось бы все-таки обратить внимание обличителей «коммунистической угрозы» на несколько резонных моментов.
Во-первых, справедливости ради надо упомянуть, что КНПК не является запрещенной в Казахстане политической организацией – напротив, она имеет представительство в парламенте, а значит, и электоральную поддержку. А потому никто формально не вправе запретить коммунистам проводить партийные ивенты.
Примечательно, что ни о каком общенациональном масштабном праздновании 100-летия комсомола речи и не шло: мероприятие в Алматы прошло без прессы, фотографии, позже широко растиражированные в СМИ, были опубликованы на странице Алматинскогогоркома КНПК в Фейсбуке. Если бы не шумиха, устроенная в соцсетях идеологическими оппонентами коммунистов, их партийное мероприятие прошло бы незамеченным для широкой общественности.
Да, в праздновании юбилея ВЛКСМ приняли участие несколько депутатов – сенаторы Бакытжан Жумагулов, Бырганым Айтимова, мажилисмен Куаныш Султанов – секретарь ЦИК РК Сабила Мустафина, ректор университета «Туран» Рахман Алшанов, а также посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов (последний подвергся наибольшему остракизму со стороны национал ориентированной публики). Однако позже они объяснили, что никакого политического подтекста их участие в мероприятии КНПК не несло – это была всего лишь дань памяти комсомольской молодости.
Лучше всего на этот счет высказался мажилисмен Серик Сейдуманов:
«Есть славные страницы истории, комсомол ничем себя не запятнал в своей истории. Он служил своей родине, воспитанию молодых людей, поэтому прошло столетие, и мы решили, что стоит его отметить. Это мероприятие не носит политический характер, это дань встрече поколений».
Любопытно, что публицист Айдос Сарым, известный как идеолог национал-патриотического движения в Казахстане, особенно сетовал на то, что на фоне пышных празднеств коммунистов особенно бросается в глаза «достаточно низкий уровень» проведения 100-летнего юбилея движения «Алаш». Однако г-ну Сарыму, пожалуй, следовало бы адресовать эти претензии не коммунистам, а своим соратникам и единомышленникам, которые не сумели обеспечить высокий уровень организации 100-летия «Алаша».
Во-вторых, в связи с категоричными требованиями изъять из публичного пространства память о советском периоде истории Казахстана, придать его осуждению, отрицанию, а затем, по-видимому, забытью, с особой остротой обозначается проблема преемственности в историческом сознании казахстанского общества.
Нельзя не согласиться с Алиханом Байменовым, который в своем интервью призвал к объективному рассмотрению как отрицательных, так и положительных сторон исторических событий и явлений.
В этой связи не следует замалчивать позитивную роль комсомольского движения в создании казахстанской промышленности и ряда значимых инфраструктурных объектов республики.
Известно, что статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки в Казахстане получили такие индустриальные объекты, как Шымкентский свинцовый, Павлодарский алюминиевый и Балхашский медеплавильный заводы, Актюбинский химический и Лениногорский полиметаллический комбинаты. Десятки тысяч комсомольцев работали добровольцами на рудниках Риддера и шахтах Караганды, строили Турксиб, железнодорожную магистраль Акмолинск – Карталы, участвовали в создании казахстанской Магнитки – металлургического завода в Темиртау, и Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината.
Эти промышленные объекты до сих пор являются крупнейшими предприятиями и налогоплательщиками страны.
Немалый вклад в развитие социальной инфраструктуры целинного края внесли студенческие строительные отряды. Примечательно, что первые стройотряды направились именно в Казахстан. Летом 1959 года 339 студентов физико-математического факультета МГУ приняли участие в строительстве производственных и культурных объектов совхозов «Булаевский», «Ждановский», «Узункульский» Северо-Казахстанской области.
Комсомол был кузницей кадров для госаппарата, социальным лифтом для талантливой инициативной молодежи. Немало действующих казахстанских элитариев были в прошлом комсомольскими активистами.
Помимо вышеперечисленных государственных деятелей, можно также назвать нынешнего акима Кызылординской области Крымбека Кушербаева – в конце 70-х – начале 80-х годов он возглавлял штаб Всесоюзной ударной комсомольской стройки - рисовые инженерные системы Кызылординской области, затем был заведующим сектором комсомольских организаций ударных строек ЦК ЛКСМ Казахстана.
С комсомольской организации начал свою карьеру начальник Канцелярии президента РК Махмуд Касымбеков, работавший в 70-х – 80-х годах секретарем Фрунзенского райкома, Алма-Атинского горкома, обкома, заведующим отделом ЦК комсомола республики.
Комсомольское прошлое имеет за плечами заместитель руководителя Администрации президента Ондасын Уразалин, заместитель акима города Алматы Султанбек Макежанов, заместитель акима Атырауской области Алибек Наутиев, заместитель акима Северо-Казахстанской области Аскар Сакипкереев.
Впрочем, идеологи национал ориентированного спектра предпочитают не вдаваться в такие «мелочи» как десятки промышленных гигантов и очевидный факт преемственности советской и современной казахстанской управленческой элиты. По сути, в своем желании «сбросить с парохода современности» символы проклятого советского прошлого они напоминают своих якобы главных оппонентов – большевиков.
Это сходство проявляется в нетерпимости к инакомыслию, неспособности мириться с существованием конкурирующего (в данном случае левого) спектра общественных настроений, желании зачистить политическое поле от оппонентов, в том числе с помощью запретительных и силовых методов (это объясняет настойчивую апелляцию к правоохранительным органам).
Наконец, довольно натянуто выглядит попытка представить комсомол в качестве пропагандистского инструмента России, хотя бы потому, что трудно назвать страну, в которой насчитывается 110 долларовых миллиардеров и где кандидат-коммунист на президентских выборах набирает 11,7%голосов, оплотом коммунистической идеологии.
Разжигание ненависти умело направляется
Политолог, известный казахстанский публицист Айгуль Омарова предлагает не переоценивать степень неприятия казахстанским обществом советского периода истории и общественных институтов этого времени.
«Для начала позвольте не согласиться с самой постановкой вопроса. Лично мне он кажется в корне неверным. Как можно говорить о «неприятии советского периода», не имея социологических данных на руках и на основании постов и комментариев в социальных сетях и на отдельных сайтах?», - говорит политолог.
В то же время А. Омарова отмечает, что сегодня, как никогда, усилились антисоветские настроения в казахстанском сегменте социальных сетей.
«Тому есть несколько объяснений. Существуют отдельные группы влияния, которые пытаются доказать свою лояльность странам Запада (точнее даже отдельным международным организациям, выдающим гранты), и потому занимающиеся разжиганием ненависти к недавнему советскому прошлому. Далее можно отметить, что в перестроечные времена и лихие 90-е появилась прослойка людей, которые собственное неумение адаптироваться к веяниям времени и найти своё место в жизни, связывают с «влиянием Москвы» и видят выход только в критике советского прошлого. Такие люди активно используют националистическую риторику, кричат о засилье всего русского, гибели казахского языка и т.д. Но за годы суверенитета эти люди, которые есть и во власти, так и не сделали ничего, чтобы, к примеру, казахский язык стал по-настоящему государственным, не говоря о том, что не построены объекты индустрии, равные по масштабам тем, что были созданы в советский период», - поясняет публицист.
Еще одна группа населения, отрицающая советское прошлое, на которую указывает А. Омарова, это молодёжь, выросшая уже после обретения суверенитета.
«Учитывая, на какой низкой ступени у нас находится образование и, принимая во внимание отсутствие молодёжных организаций, можно предположить, что многие молодые люди дезориентированы, не обладают знаниями, а потому легко подаются тому, что пропагандируют «старшие товарищи», - говорит политолог.
А. Омарова напоминает, что антисоветская истерика, как правило, случается перед значимыми памятными датами, например, 9 мая. На сей раз поводом послужило празднование 100-летия ВЛКСМ.
«Это наводит на мысль, что вся эта вакханалия с отрицанием советского прошлого режиссирована. Более того, на мой взгляд, она направляется не просто против советского прошлого, но и лидера страны, становление карьеры которого пришлось на СССР. Если присмотреться к публикациям в соцсетях, то хайп обычно поднимают те, кто отлучен от власти, но желает в неё вернуться и посему готов на всё, лишь бы их вновь допустили к кормушке. К ним присоединяются и те, кто около власти, но жаждет ещё больших денег и признания. Следовательно, такой хайп выгоден определённым группам влияния, имеющим своих представителей и в высших эшелонах власти. Всё это похоже на сценарии, которые имели место в Украине, Грузии и Кыргызстане, только чуть тоньше всё делается», - считает А. Омарова.
Вместе с тем политолог отмечает, что в Фейсбуке обозначилась и обратная тенденция: огульная критика советского прошлого находит всё больше отпора не только у старшего поколения, но и у молодых людей. Публицист связывает это с усталостью от национал-популистской повестки, с разочарованием в ней. Источник: Пресс-клуб "Содружество"