В отношении против известного защитника прав заключенных Елены Семеновой подали иски в суд сотрудники колоний, как раз после публикации ею новых разоблачающих материалов о пытках над инвалидами, об арестах бывших осужденных и о новых фактах членовредительства заключенных, протестующих против невыносимых условий содержания и издевательствах. Все эти публикации и новый факт преследования правозащитника вывали большой общественный резонанс.
Елена Семенова ответила на ряд вопросов «Эха Казахстана», рассказав подробности и прокомментировав нынешнюю ситуацию в местах лишения свободы.
– Э.К. Прошла информация, что на Вас вновь подали в суд сотрудники колоний. Что это за иски и какие претензии они Вам предъявляют?
– Е.С. В настоящее время подала иски о защите чести и достоинства Мырзалы Гүлмизра Әбдіхалыққызы, заместитель начальника по лечебно-профилактической работе учреждения «Учреждение УК -161/2». Она просит признать сведения размещенные мной не соответствующими действительности и принести ей свои извинения за допущенную клевету и всем тем, кто прочитал опубликованные мной ложные сведения, путем размещения опровержения статьи в социальной сети Facebook. Кроме этого, начальник учреждения УК 161/2 подал заявление о защите деловой репутации, и просит опровергнуть сведения, опубликованные в социальной сети Facebook, он считает, что опубликованные и распространенные сведения свидетельствуют о якобы ненадлежащем отношении к должностным обязанностям сотрудников Учреждения УК -161/2 при осуществлении деятельности.
– Э.К. Какая ситуация сейчас с заключенными инвалидами в учреждении УК-161\4? Можете рассказать подробности? Известно, что после того как они обратились с жалобами об издевательствах, то сами стали объектом уголовного преследования.
– Е.С. В отношении инвалида-колясочника рассматривается частная жалоба в уголовном порядке, говорят, что судья уже предопределил ему срок наказания 1 год, предварительно предлагая ему примирение, то есть, признать вину. Осужденный отказался, сообщив о том, что он ради правды готов к такому исходу и примет это наказание.
Второй инвалид, рассказавший о сотруднике учреждения, который на утверждения Токаева о том, что будут расследоваться все факты пыток, заявил что президент был либо пьян или с похмелья, недавно совершил попытку суицида. Выяснилось, что тот самый сотрудник учреждения предъявил претензии к осужденному и намерен привлечь к уголовной ответственности.
Осужденный был выписан из больницы, однако, как он сообщил никаких следственных мероприятий до сих пор не проводилось, сотрудники полиции из управления собственной безопасности (УСБ) и любые другие надзирающие органы не выясняли даже обстоятельства дела. Третий инвалид, за которым бегал с ножом заключенный добровольный помощник администрации, по словам осужденных, до сих пор не может отправить жалобу из учреждения.
– Э.К. Вы написали пост об истории с задержанием в Петропавловске бывших осужденных. При этом «потерпевший» вдруг умирает от сердечного приступа у полицейских на допросе. Прокуратура дает какие-то комментарии по этому поводу?
– Е.С. В данном случае, комментариев никаких нет, но очень надеемся, что супруга с мамой и больным ребенком будет в безопасности и ситуация будет взята на контроль.
– Э.К. Судя по видео из учреждения ЖД 158/4, в котором осужденные пишут предсмертные записки и проводят акции членовредительства, а один из них зашивает себе рот, количество таких протестов против произвола не снижается?
– Е.С. В данном случае были опубликованы не все видео и фото осужденных, совершивших акт членовредительства в знак протеста. Их намного больше. Если говорить о снижении, то мне кажется, что ситуация усугубляется, с учетом того, что у нас за физические пытки в 99% случаях не было наказаний для сотрудников и добровольных помощников администрации (ДПА). О наказании за психологические и моральные пытки можно даже и не говорить.
Сейчас практически уже нет массовых пыток физического характера, но сотрудники, по моему мнению, перешли на так называемую «подпольную войну». То есть, применяют пытки психологического и морального характера, методы унижения, а значит уничтожения личности осужденного как человека. Используются средства устрашения и наказания, а также закрытие в ДИЗО, СУС, придумываются ложные нарушения, за счет подкидывания запрещенных предметов. Все это влияет в последующем на УДО. Кроме этого, членами ДПА используются методы доноса, оговора и унижения таких же осужденных. В последствии после освобождения, они не будут нормальными людьми, в них уже будет заложено и воспитано предательство. Это потенциальные доносчики, которые за деньги либо из-за страха предадут любого, это будущие насильники, которые будут применять свой опыт издевательств на свободе, в семье и так далее.
Но, к слову стоит отметить, что все-таки наступил так называемый час расплаты для ДПАшников на свободе, их уже «встречают» на свободе со всеми «почестями», и поверьте мне бывшие помощники администрации во время такой встречи представляют собой жалкое зрелище, когда кричат «я осознал, я осознал».
К сожалению, видео «встреч» я не могу опубликовать на странице Facebook во избежание последствий для самих встречающих, но факт остается фактом, всегда приходит время платить!
Фото: voxpopuli.kz