Уйгурский вопрос в свете усиливающейся борьбы между США и КНР превращается в настоящую геополитическую проблему, способную привести к изоляции Поднебесной в силу массовых нарушений прав человека и к разрастанию конфликтов в Синьцзяне. Более того, уйгурская общественность за рубежом и ведущие западные правозащитные объединения настаивают именно на политике государственного геноцида в отношении тюркских национальных меньшинств.
О том, что это все серьезно, говорит письмо Всемирного уйгурского конгресса (ВУК) к Международному олимпийскому комитету (МОК) с перечислением многочисленных фактов репрессий в отношении более миллиона уйгуров, помещенных в специальные «лагеря перевоспитания». Данную позицию усиливают и оценки экспертов ООН, которые подтверждают данные о политике национальной сегрегации в отношении мусульман и уйгуров в западном Китае.
Правда, МОК по поводу обращения представителей ВУК ответил, что он «должен оставаться нейтральным по всем глобальным политическим вопросам». Он заявил, что получил заверения от китайских правительственных властей, «что принципы Олимпийской хартии будут соблюдаться в контексте Игр». Такой ответ явно не удовлетворил как уйгурскую диаспору, так и правозащитные организации.
В свою очередь, Долкун Иса, президент Всемирного уйгурского конгресса, заявил в своем сообщении, что в минувший четверг он подал официальную жалобу в комиссию МОК по этике.
Он утверждает, что МОК «действовал в нарушение Олимпийской хартии, не пересмотрев вопрос о проведении Олимпийских игр 2022 года в Пекине после обнародования доказательств геноцида и преступлений против человечности, совершенных Китайской Народной Республикой против уйгуров и других тюркских мусульман».
Жалоба, подготовленная лондонским адвокатом Майклом Полаком, включала доказательства, которые, по его словам, свидетельствуют, что имеют место преступления против человечности, такие как массовая стерилизация, произвольное содержание под стражей в лагерях для интернированных и пытки.
Еще ранее требовала лишить Пекин возможности проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2022 года и группа конгрессменов США. Так в докладе конгресса утверждается, что руководство КНР отправило более миллиона мусульман-уйгуров в созданные «лагеря политического перевоспитания».
Председатель комиссии внешней политики по Китаю Марко Рубио, являющийся докладчиком конгресса по уйгурскому вопросу, требовал от МОК пересмотреть решение на основе новых данных. «Даже думать, что Си Цзиньпин может провести у себя Олимпиаду, бессовестно!», – считает Рубио.
В самих штатах накал кампании против политики Пекина достиг особой остроты. Так, 13 августа Государственный департамент объявил Центр Института Конфуция в США иностранным представительством КНР, признав его «организацией, продвигающей глобальную пропагандистскую кампанию Пекина и злонамеренное влияние в кампусах США и классах K-12. Институты Конфуция финансируются КНР и являются частью аппарата глобального влияния и пропаганды Коммунистической партии Китая».
Разгром структур Института Конфуция говорит о серьезной политической черте, которую перешёл Вашингтон и о том, что теперь подобные организации будут связываться непосредственно с экспансионистской деятельностью Пекина.
«Цель этих действий проста: гарантировать, что американские преподаватели и школьная администрация могут сделать осознанный выбор в отношении того, следует ли разрешить этим поддерживаемым КПК программам продолжаться, и если да, то каким образом. Университеты по всей стране и по всему миру изучают учебную программу Института Конфуция и масштабы влияния Пекина на их системы образования. Соединенные Штаты хотят, чтобы студенты в кампусах США имели доступ к китайскому языку и культурным предложениям, свободным от манипуляций со стороны коммунистической партии Китая и ее доверенных лиц», – указывается в заявлении Госдепартамента США.
Ясно, что уйгурский вопрос и тема подрывной деятельности Института Конфуция используются американской администрацией для дискредитации и изоляции Пекина. Но подобная американская пропаганда будет иметь реальный эффект пока будут подтверждаться факты полицейского насилия в отношении уйгурского населения в СУАР.
Так в социальных сетях был распространён видеоролик жестокого отношения к жителям Урумчи, столице Синьдзяна, где людей пристегивали наручниками к воротам и заборам за нарушение карантинного режима. И судя по видео, это – сплошь представители уйгурской диаспоры. Подобные факты уже названы правозащитниками и активистами публичными пытками и станут дополнительным аргументом в руках ВУК и других уйгурских организаций.
Ведущий эксперт Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов считает все эти факты массовых нарушений прав уйгуров, казахов, дунган и мусульманской общины СУАР тревожным симптомом, который, безусловно, может иметь влияние на взгляды казахстанцев, большинство из которых мусульмане.
«Всю эту шумиху вокруг МОК и Олимпийских игр в Пекине надо, конечно, рассматривать в контексте развернувшейся борьбы между США и Китаем. Но, как говорится, дыма без огня не бывает. Сам факт существования «лагерей перевоспитания», куда согнаны сотни тысяч людей, и такие примеры публичных наказаний граждан за нарушения правил не приносят симпатий КНР и могут действительно послужить основой для обоснования санкций и изоляции Поднебесной. Для нас – это серьезный звонок, так как показывает, что может быть с нами, в случае если руководство Казахстана пойдет по пути политической интеграции с Пекином», – считает эксперт.
По его мнению, такие действия Пекина могут только усилить общие антикитайские настроения в казахстанском обществе. Он также приходит к мысли о том, что власти республики должны более осторожно рассматривать дальнейшее сближение с Китаем.
«Это ушат холодной воды, и его надо расценивать как положительный момент и отрезвление для наших чиновников, которые бездумно брали кредиты и втянулись в эту стратегию «один пояс – один путь». Ведь нас ждет такая участь, как уйгуров сегодня. Поэтому Нур-Султан должен проводить более взвешенную политику в отношении своего великого соседа и пересмотреть прежние проекты, в том числе и по переносу производства из КНР, так как это прямой факт экономической экспансии. Сейчас они нас покупают с потрохами, а завтра начнут подвешивать наручниками и бить палками. От одного к другому – один шаг!», – подытоживает У. Бабагулов.
Фото: Inosni.ru