Дмитрий Казанцев, известный предприниматель и руководитель республиканского Центра помощи предпринимателям записал видеообращение к Касым-Жомарту Токаеву о катастрофическом положении предприятий сферы торговли, общепита и услуг, которые терпят огромные убытки и могут, если государство не вмешается, окончательно разориться. Это видео уже вызвало большой общественный резонанс в социальных сетях. Он прокомментировал свое выступление, ответив на ряд вопросов «Эха Казахстана».
– Э.К. Вы выпустили видеообращение к Токаеву в защиту предпринимателей ресторанного бизнеса и общепита, которым запретили работать после 23.00. В результате этого они терпят значительные убытки, а в то же время для торговых домов таких запретов не было выставлено. Почему такое происходит?
– Д.К. На мой взгляд, тут идет определенное лоббирование бизнеса. Так скажем, кто заходит в кабинеты чиновников, а кто не заходит. Взять пример Алматы, где в помещениях запрещено работать, но в аэропорту они открыты и принимают гостей и все нормально. То есть, мы понимаем, что есть коррупционная схема, в которой кому-то дозволено работать, а кому-то нет. То же самое происходит в торговых центрах, но мы понимаем, что их бизнесмены имеют какое-то свое влияние и умеют правильно заходить в кабинеты, чтобы их отрасли разрешали работать.
– Э.К. Вы призываете Касым-Жомарта Токаева организовать встречу с Вами. С чем это связано?
– Д.К. Если мы по общепиту говорили, что там за отмену двух часов работы наносится ущерб в 30%, то в сфере торговли, при закрытии их в субботу и воскресенье, теряется до 60% дохода.
Зато в СМИ публикуются сплошь позитивные реляции. Хватит это делать для галочки, уже нет никаких сил! Я до этого требовал встречи президента со мной, так как я знал, что нужно для бизнеса и физическим лицам. Да, после каждого моего обращения выступают какие-то министры и приглашают меня для встреч, даже в сенате я был. Но все заканчивается тем, что меня послушали, покивали головой, и на этом ровно все заканчивается. Никто из чиновников не думает ни о людях, ни о бизнесе, а думают только о себе.
Поэтому и настаиваю на встрече с президентом, потому что я тот человек, который на сегодняшний момент имеет влияние и общается как минимум с 300 тысячами предпринимателей всего Казахстана, а это 30% всех предпринимателей! Если президент хочет, чтобы бизнес начал процветать, чтобы он окончательно не закрылся, пусть он организует встречу. Думаю, что вполне возможно ему найти время, чтобы ни какой-то там министр пообщался с ним и отчитался об «успехах», а реальный представитель предпринимателей рассказал о настоящих проблемах. Я готов от разных ассоциаций прийти и рассказать, что на самом деле происходит. И давайте прекратим вешать лапшу на уши и через СМИ говорить, как у нас все хорошо!
– Э.К. Обращались ли предприниматели к другим структурам власти, в частности к акимам, правительству и депутатам, и есть ли реакция на данные обращения?
– Д.К. Рестораны обращались к акимам, к санитарным врачам и главам департаментов здравоохранения, но на самом деле никто не хочет слышать и каждый отстаивает свою позицию. У меня складывается такое впечатление, что наши акимы, министры и другие госслужащие, которые сидят с высоко поднятой головой и тыкают предпринимателям, что и как делать, вообще забываются, с чьего кармана им платится зарплата. Все что они получают, – это только благодаря нашим налогам, которые мы платим.
– Э.К. Вы говорите, что в огромных штрафах есть коррупционная составляющая, есть ли возможность как-то остановить весь этот произвол массы проверяющих органов? Тем более, что сам Токаев на совещании по проблемам коррупции в минувшую среду говорил о то, что не надо «кошмарить» бизнес и воспрепятствовать законной предпринимательской деятельности.
– Д.К. Относительно штрафов, то я действительно не могу понять, откуда такие цифры в 600 тысяч и 80 тысяч тенге за отсутствие маски. Кто вообще это придумал? Для борьбы с чем? То есть с нами же, предпринимателями? К сожалению, коррупция была, есть и будет в ближайшее время, пока мы с ней будем бороться полумерами. Когда говорим, что этого накажем, а этого не накажем, то ничего не изменится. Пока не будет пожизненного срока за коррупцию тем, кто берет эти взятки, и лишения всего, что они имеют в собственности, то все останется по-прежнему. Стыдно читать новости, когда через день садят то одного, то второго, то третьего, а потом узнаем, что условно-досрочно этого выпустили, того выпустили. То есть, тут тот же Китай имеет лучшие показатели в деле борьбы с коррупцией. Что нам мешает это сделать? На самом деле ничего, так как, если хотели бы бороться, то боролись бы по-настоящему. И действительно вводили столь жесткие меры, что чиновник, прежде чем взять взятку, сто раз бы подумал, надо ему или не надо.
– Э.К. Официальной статистики никакой нет, так как Комитет по статистике при министерстве национальной экономики дает благостную картину, но все же, по Вашему мнению, какой процент сейчас малого бизнеса уже не сможет запуститься после всех этих карантинных мер? То есть, сколько примерно субъектов обанкротилось?
– Д.К. Вообще ситуация накаляется в сфере бизнеса, так как я и говорил, что 30% бизнеса после карантина не выйдет на свою работу. Сейчас данная цифра подтверждается, и мы ежедневно сталкиваемся с десятками и сотнями предпринимателей, которые подают документы на ликвидацию и уже потом открыться не смогут. И чем больше государство тянет резину со всем этим карантином, тем больше мелких предпринимателей пострадает.
Фото: vteme.kz