Сегодня в Казахстане наблюдается тенденция снижения градуса религиозного экстремизма, что, безусловно, является положительным моментом. Это подтверждает глобальный индекс терроризма и экстремизма, который ежегодно публикует Университет Мэриленда. В этом году наша республика заняла 93-ю строчку в рейтинге, улучшив свои позиции по сравнению с прошлым годом на восемь пунктов.
В целом ситуация с религиозным экстремизмом в Казахстане стабильная, но риски все же есть. Дело в том, что сейчас различные религиозные объединения используют так называемую «мягкую силу» например, салафиты. Они не всегда раскрывают свою деятельность, но активно ее продвигают, например, в социальных сетях.
Из открытых источников известно, что на сегодняшний день в нашем государстве насчитывается порядка 20 тысяч последователей деструктивных движений. Разумеется, со сторонниками радикальных движений ведется всесторонняя работа по дерадикализации. В основном этим занимаются компетентные госорганы, неправительственные организации, научная среда и духовенство.
Однако, несмотря на принимаемые государством меры по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, молодежь по-прежнему остается подверженной религиозной пропаганде. Именно молодые люди наиболее радикальны, революционны и восприимчивы к различным призывам, в том числе и деструктивным. Поэтому властям следует активнее работать с молодежью, иначе этим займется кто-то другой.
Примечательно, что когда заходит речь об экстремизме, многие эксперты почему-то не указывают, что причиной роста клерикальных идей и религиозного экстремизма является социальная неустроенность основной части молодежи, которая вовсе не имеет работы, либо перебивается случайными заработками. Не так ли?
Как же можно решить эту проблему? В первую очередь социально-экономическими методами за счет развития индустрии, создания высокооплачиваемых рабочих мест, роста культуры и образования. Но, к сожалению, национал-консерваторы и крайние националисты наоборот способствуют развитию различных политических исламских течений, которые становятся прибежищем для тысяч отверженных.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: zakon.kz