Известный казахстанский экономист и заместитель председателя партии ОСДП Айдар Алибаев высказал своем мнение по поводу кризисных явлений в экономике страны и целесообразности введения чрезвычайного положения, ответив на вопросы «Эха Казахстана».
– Э.К. Каковы Ваши оценки социально-экономических последствий введения чрезвычайного положения в стране? К чему это уже приводит?
– А.А. Если мы говорим про сегодняшний день, то это еще не конец и фактически только начало. С момента введения чрезвычайного положения может прошло дней десять и говорить до какой точки кипения или к каким последствиям это все приведёт в окончательном виде, мы пока не можем.
Потому что официальная дата окончания карантина – это 15 апреля. Поэтому будем говорить про сегодняшний период. Но даже нынешняя картина достаточно сложная и негативная. То, что закрыли город Алматы, который сам по себе двухмиллионный мегаполис, плюс от полумиллиона до миллиона каждый день сюда приезжает на работу из районов области, уже огромная проблема. Надо понимать, что тут кормится значительное количество людей.
И сейчас, когда город уже отрезан, многие уже жалуются и говорят, что могут еще протянуть максимум неделю. Не надо забывать, что в целом наше население очень небогатое и многие существуют буквально «с колес». Я имею ввиду, что люди приезжают в Алматы потом таксуют, работают на рынках, в ресторанах, в маленьких офисах, в торговых точках и получают от хозяев однодневный заработок на руки. То, что человек привозит в размере 5-7 тысяч, то на эти средства его семья и живет.
И сегодня эти люди оторваны от возможности заработать. Причем, в городе закрыты практически все виды малого и среднего бизнеса за исключением торгующих продуктами питания, аптек и небольших рынков, где продают те же продукты. Работодатели из МСБ прекратили платить своим людям, но перед ними стоит проблема оплаты за аренду помещений, где он находится. И это мало кто может выдержать в течение длительного периода.
– Э.К. То есть, малый бизнес может не выжить?
– А.А. Да, и поэтому сейчас многие думают, что делать дальше. И даже если карантин закончится 15 апреля как положено, то по моим прикидкам процентов 20-25% малого и среднего бизнеса все равно уже не восстановится. Потому что оборотные средства у них очень небольшие и многие не встанут на ноги. С одной стороны, я не возражаю против защитных мер, которые надо предпринимать для противодействия распространения коронавируса.
Но с другой стороны, как ни парадоксально прозвучит, те негативные экономические последствия, которые понесет народ, малый и средний бизнес, они могут оказаться настолько высокими, что на фоне того небольшого количества заболевших они могут показаться неоправданными. То есть, если точнее выразиться, необратимые последствия для общества могут оказаться несопоставимыми с той причиной, по которой всё стали блокировать.
Тем более, следует признать, что карантин достаточно «дырявый». Огромное количество людей свободно ходит, перемещается, многие люди не знают болеют они или нет, в больницах дисциплина на очень низком уровне, на блок постах как говорят за деньги можно проникнуть из города в область и из области в город. Той информацией, которой я владею, карантин не обеспечивает той жесткости полной изоляции. Если экономические последствия настолько негативными будут, а при этом карантин дырявый, то тогда получается вообще овчинка выделки не стоит.
И в данной ситуации государственные органы в лице медицинских учреждений, силовых структур не показывают высокую эффективность. Причем, ведь понимаете, что существует перечень тех, кто имеет право пересекать блок посты, но половина чиновников и силовиков ходят вообще без масок. Может у них особый иммунитет к коронавирусу? Они сами, на мой взгляд в полной мере не защищены.
Медики уже жалуются, пишут письма о том, что заставляют покупать за свой счет средства защиты. Это вообще ни в какие ворота не лезет. В одной из больниц врач на условиях анонимности сообщил мне, что их руководитель приказал 10% от заработка отдать для борьбы с коронавирусом. Я полагаю, что вся его «борьба» с вирусом сведется к тому, что он эти деньги положит в карман.
– Э.К. Но ведь министр информации Даурен Абаев заявил, что государство не оставит своих граждан в беде.
– А.А. Независимо от того, что президент и министры говорят правильные слова, но на земле, внизу на местах данные указания не работают. Все прекрасно видят, что эффективность работы местных властей исключительно низкая. Я уже не говорю о поведении главного санитарного врача Алматы, против которой вся общественность Алматы встала, чтобы ее уволили. То есть, она сама же, призванная показать образец, как надо вести себя в таких условиях, ездит по заграницам и игнорирует те самые регламенты по защите от коронавируса, которые сами же эти органы и устанавливают.
Также меня волнует, неужели мы не можем в простеньком ателье, которое недавно услуги различные оказывало, заказать сшить марлевые повязки? Исходя из всего сказанного, я прихожу к мнению, что последствия ситуации в том виде в каком мы ее обсуждаем, могут оказаться очень тяжелыми. Я уже не говорю, что ко всему этому накладывается ситуация с падением тенге, которая усугубляет всю картину.
Мало того, что люди живут на какие-то свои сбережения, которых хватает на неделю полторы, но теперь на них можно купить меньше на 20% чем две недели назад. Это тоже бьет по карману и получается такой кумулятивный синергетический эффект, когда последствия коронавируса усугубляются падением национальной валюты. И это все усиливается тем, что нет эффективных средств поддержки со стороны государства.
Существуют какие-то планы и обещания и поддержки тех, кто потерял работу в размере минимальной заработной платы, но только при условии оформления на бирже труда. Но как эти люди встанут на учет и возьмут справки, если все закрыто на карантин? То есть, даже те позитивные предложения власти не могут осуществиться на практике из-за отсутствия механизма реализации. Граждане также жалуются на то, что банки, которым сказали придержать начисление процентов, игнорируют это.
Потом со стороны властей был призыв не увольнять людей. Но это пустые слова! Но как мелкие предприниматели не будут увольнять работников, если их дело встало? Они вынуждены отправлять людей в отпуска без содержания. Сейчас арендаторы будут шуметь, что у них падают доходы и предприниматели скоро будут вообще закрывать свой бизнес. Ситуация на мой взгляд достаточно сложная.
– Э.К. А как же антикризисные меры правительства и 10 миллиардов долларов, из которых часть пойдет на поддержку банков?
– А.А. Если эти средства пойдут на поддержку банков, то я не считаю это антикризисной мерой. Это выкидывание денег в дыру. Но я пока не представляю точного механизма кому и как будет оказываться поддержка. У меня есть серьезные опасения, что если эти меры по поддержке граждан и юридических лиц будут осуществляться через банки, то эффективность будет близка к нулю. Если же операторами этой поддержки будут акиматы, то там тоже будут эти деньги разворовываться.
То есть, иными словами в ситуации тотальной коррупции и неэффективного управления, и таких органов власти на местах, я не вижу реальных механизмов, чтобы адресно эта помощь куда надо и до кого-то дошла. Потому что на пути прохождения этих денег будут стоять чиновники, требующие откатов, сбора кучи справок и так далее. Соответственно, можно не спешить говорить о действительной поддержке граждан и предпринимателей из этих выделенных 10 миллиардов долларов. Посмотрим, что будет дальше.
– Э.К. Как поведут себя крупные зарубежные компании? Например, гендиректор «АрмелорМиттал Темиртау» уже завил, что приостанавливают работу с подрядчиками из-за снижения объемов производства. Есть ли механизмы у правительства — это как-то не допустить?
– А.А. Основная масса этих компаний начнет сжиматься. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, так как это зависит от потенциала. Начнут в частичные или в полные отпуска отправлять, начнут какие-то второстепенные производства останавливать. И это будет постепенно происходить, не сразу и везде. Но то, что рвутся технологические цепочки как внутри страны, так и между странами – уже очевидно и будет оказывать свое влияние. Я считаю, что правительство какие-то шаги попытается предпринять для того, чтобы каким-то образом не давать этой ситуации развиваться.
Но какие есть рычаги у правительства? Их просто нет! И я не вижу в правительстве таких эффективных менеджеров, чиновников, управляющих, министров и так далее, которые могли бы выполнять сложные вопросы в этой непростой ситуации. Наши чиновники, к сожалению, своими действиями обнажили только кризисные явления и показали, что кроме написания красивых программ и проведения совещаний и рабочих групп ни на что не способны.
Фото: e-event.kz