О нарушении прав казахстанских журналистов, а также о препятствиях в их работе с применением грубой силы со стороны полицейских по итогам акции в Шымкенте высказался председатель филиала Союза журналистов Казахстана (СЖК) по Туркестанской области Галымжан Елшибай.
«Сегодня я принял участие в мирной акции, которую провели мои коллеги перед департаментом полиции (ДП) Шымкента. Как профессионал, проработавший в журналистской сфере почти 30 лет, председатель филиала Союза журналистов Казахстана по Туркестанской области и руководитель клуба журналистов. В целом, в казахстанской журналистике часто случаются ситуации, когда журналисту мешают работать, разбивают камеру оператора, доставляют в отделение полиции, заставляют писать объяснения, незаконно задерживают. Все это говорит о том, что в наших правоохранительных органах не сформирована культура работы с журналистом. К сожалению, избивающий полицейский для нас не новость», – написал Елшибай в понедельник на своей странице в социальной сети.
Он напомнил, что 2 марта правоохранители избили корреспондента телеканала «Астана» Бахрамбека Талибжанова и применили силу к корреспонденту «31 канала» Бахрому Абдуллаеву, которые отправились снимать пожар на рынке «Тулпар» в Шымкенте. По его словам, такие неуместные действия повторились и в дальнейшем.
«Корреспондент телеканала «КТК» Бек Абиев в субботу отправился в населенный пункт Алтынтобе, чтобы запечатлеть протесты жителей, которые выступили против полицейских. Полицейские потребовали от него не снимать происшествие. В том же месте один из стражей порядка, столкнувшись с Бахромом Абдуллаевым, сломал зонт, который он держал над камерой, чтобы защитить ее от дождя, и нанес ему легкую травму руки. Законно ли оправдывать то, что полицейские, находясь там, пытались вырвать у корреспондента «Азаттыка» Дилары Исы ее сотовый телефон, и угрожать Бахрому Абдуллаеву смертью?» – поинтересовался глава филиала СЖК.
Также он рассказал о том, что правоохранители избили оператора телеканала «Отырар».
По словам Елшибая, журналист, находясь на месте ЧП, в центре огня и пуль, в условиях войны, вещает и собирает информацию. Потому что это его профессиональная обязанность.
«Неправильно мешать работе журналистов. А удары в отношении моих коллег были слишком экстремальными. Какой престиж и какое достоинство остается у этой профессии, если журналистов продолжают бить? Власть должна помнить, что авторитет журналиста и его права – это авторитет демократии, свободы слова в стране», – подчеркнул журналист.
Он напомнил о правах журналиста, изложенных в законе «О средствах массовой информации», а также о том, что в Уголовном кодексе есть статья 158 под названием «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста». По этой статье лицо, воспрепятствовавшее выполнению журналистом законной профессиональной деятельности, наказывается штрафом или арестом на срок до 45 суток. А если это деяние совершено с использованием служебного положения, то ему грозит до двух лет лишения свободы.
«Требуем справедливого наказания перед законом тех полицейских, которые допускали насилие в адрес журналистов и воспрепятствовали их законной профессии. Я лично очень ценю скромность генерала Ералы Жумаханбетова, главного полицейского города Шымкента, который впустил журналистов внутрь. Но, кажется, и тут все нити «неуместного» ведут к руководству. На этой встрече следователь управления собственной безопасности по требованию генерала ознакомил с уголовным делом, возбужденным 2 марта по заявлению Талибжанова и Абдуллаева. Следователь ничего не сказал, кроме того, что «следственные действия ведутся», еще и отказался сообщить, есть ли в деле подозреваемый. Судя по всему, за месяц работа в этом направлении не велась. Сразу вспоминается поговорка «ворон ворону в глаз не выклюет». Ведь пострадавший журналист даже показал генералу фотографию полицейского, который угрожал ему со словами «убью». И тот полицейский по счастливой случайности находился в отпуске в этот момент», – добавил Елшибай.
Журналист призвал своих коллег и соотечественников, а также всех представителей СМИ поддержать пострадавших журналистов, тем самым оберегая других от таких последствий.