В западной прессе мало внимания уделяют делам государств, некогда входивших в состав Советского Союза, особенно если они не отражаются на местных внутриполитических процессах. Интервью нашего соотечественника, вышедшее в издании “Ютарни лист” вошло в топ многих европейских СМИ.
Посол Казахстана в Хорватии, Боснии и Герцеговине и Черногории Толежан Барлыбаев ответил на вопросы об отношениях Казахстана с Россией и Украиной, о ситуации на Украине и о причинах объявленного перехода Казахстана на латиницу. Рассказал о положении нашей страны между двумя сильными державами — Россией и Китаем, чем вызвал определенный медийный резонанс.
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные, на наш взгляд, вопросы и ответы, касающиеся казахстанско-российских отношений.
Jutarnji list: — Какие отношения вы выстроили с Россией, если учесть, что вы являетесь видным членом Евразийского союза, Таможенного союза и военного объединения, в которое вошли некоторые постсоветские страны во главе с Россией? Из-за этого многие считают вас страной «российской зоны влияния».
Толежан Барлыбаев: — С Россией и россиянами нас связывают многовековые узы. Русское меньшинство у нас самое многочисленное. Русских в Казахстане около 25%. Кроме того, в связи с нашими историческими и культурными традициями русский язык имеет статус языка межнационального общения. Мы по-прежнему преподаем его в школах, и существует множество школ с русскоязычным обучением. Мы очень заинтересованы в хороших отношениях с Россией, в том числе, из-за всего того, о чем я сказал. Во-вторых, вы должны понимать, что в Казахстане мы не испытываем неприязни или омерзения к нашему прошлому в СССР. Это наша история, и мы ценим ее такой, какая она есть. Ведь именно при СССР мы поднялись и окрепли в экономическом отношении. Мы все это унаследовали и не можем этого отрицать только потому, что в те времена творились некоторые отвратительные и недостойные вещи. С Россией мы подписали уникальный документ — декларацию о вечной дружбе. Торговый оборот между нами и Россией составляет 17,2 миллиарда долларов. После Европейского Союза Россия — наш второй торговый партнер.
— Согласны ли Вы с тем, что Казахстан относят к сфере интересов России?
— Это скорее геостратегический или геополитический термин, а у нас есть своя независимая внешняя политика. Евразийский союз для нас — это, в первую очередь, возможность развивать экономическое сотрудничество и укреплять собственную экономику. Так, например, в первый год существования Евразийского союза внешнеторговый оборот вырос на 30% и сегодня продолжает расти. Казахстан — крупнейшее государство в мире, у которого нет выхода к морю, и поэтому для нас так важны транспортные пути, связывающие нас с мировым рынком. Наша продукция достигает границ ЕС через Россию и Белоруссию без пошлин и транспортных сборов. Благодаря этому Европейский Союз стал нашим вторым важнейшим экономическим партнером (более 30 миллиардов долларов в прошлом году).
Толежан Барлыбаев на должности посла нашей страны в в Хорватии, Боснии и Герцеговине и Черногории работает менее года, однако результатами его деятелности могли бы гордиться коллеги по дипломатическому ведомству. Имея молодой по политическим меркам Казахстана возраст Толежан Турсунович успел проделать колоссальную работу в рамках поставленных президентом задач не только на данном посту, но и в качестве руководителя других ведомств, чему свидетельствуют четыре государственные награды.
Обретя независимость, Казахстан не стал рвать родственные связи с Российской Федерацией по примеру Украины, а наоборот, является одним из столпов нового союза независимых государств.
Фото: kp.kz