Недавно произошел очередной инцидент между китайскими и казахстанскими рабочими, на который последовала реакция консула КНР Гэн Липин, к которой якобы обратился один из избитых китайских работников. Она испытала чувство беспокойства и гнева и фактически выразила свое предупреждение как представитель Поднебесной по поводу насильственных действий казахстанских рабочих и местных жителей, которые в ответ на избиение своего коллеги водителя напали на сотрудников компании ТОО «Citic Construction».
Почему-то никто из наших чиновников не выразил озабоченность и не выразил протест китайской компании по факту первого рукоприкладства 7 октября, когда даже полиция официально утверждала, что “гражданин РК Канат Жамбыл, 1998 года рождения был избит сотрудниками компании – гражданами КНР Лянг Женг, 1982 года рождения, Ченг Пенглинь, 1992 года рождения, Чанг Хуй 1995 года рождения. В результате Канату Жамбыл были нанесены легкие телесные повреждения”.
То есть, фактически избиение казахстанского водителя китайскими сотрудниками консулом КНР отрицается напрочь, а отечественные чиновники молчат, словно воды в рот набрали. Более того, представитель КНР также в своем заявлении отрицает сам факт наличия тяжелых условий труда и проживания, на которые и жаловались рабочие, организовавшие в ночь с 7 на 8 ноября забастовку протеста.
Также китайский консул ничего не говорит о существенной разнице в заработной плате между китайскими и казахстанскими рабочими и специалистами одинаковой квалификации, что, правда, признали правительственные чиновники и сам Касым-Жомарт Токаев. Ведь это является главной причиной всех выступлений и столкновений на всех месторождениях и предприятиях последних месяцев, а начавшиеся с 6 сентября забастовки на сервисных предприятиях нефтедобывающей промышленности в Западном Казахстане четко преследуют цель уровнять зарплату казахстанских и китайских работников.
Ничего не говорит Гэн Липин и о попытках китайских менеджеров запугать рабочих активистов сервисной компании «Восток нефть и сервисное обслуживание», когда генеральный директор Чжан Баоцзунь написал письмо прокурору Актюбинской области Каибжанову с просьбой привлечь к ответственности зачинщиков забастовки, начавшейся на промыслах Жанажол и Кенкияк 11 октября. Более того, в своем письменном обращении он прилагает поименный список лидеров забастовки, которых, по его мнению, необходимо наказать по всей строгости закона.
Требование казахстанских рабочих повысить зарплату на 50%, средняя зарплата которых на буровых установка составляет всего 120 тысяч тенге, китайские менеджеры считают преступным, когда те же граждане КНР получают в несколько раз больше местных специалистов. Также в отместку за то, что люди вышли на забастовку, тот же Чжан Баоцзунь задним числом написал уведомление о том, что коллективы 8 буровых бригад отправляются в простой на неопределенное время.
То есть, фактически китайский работодатель объявил о локауте участникам забастовки, 20 из которых под угрозами увольнений и даже физической расправы согласились прекратить акцию и вернуться к работе. В этой ситуации казахстанские власти на местном или правительственном уровне также должны были отреагировать и заступиться за собственных рабочих, а не отдавать их на заклание китайским работодателям.
Впрочем, история повторяется, так как китайские менеджеры в мае 2011 года в Мангистауской области также требовали возбуждения уголовных дел в отношении представителей профсоюза компании АО «Каражанбасмунайгаз» по статье «разжигание социальной розни», а офис и касса тред-юниона тогда были арестованы охраной предприятия. Тогда лидеры рабочего объединения были арестованы, а нефтяники объявили бессрочную забастовку, которая длилась почти восемь месяцев и закончилась расстрелом ее участников.
Теперь консул КНР и китайские работодатели также требуют от властей Казахстана применения жестких мер в отношении угнетаемых рабочих, которые посмели потребовать увеличения зарплаты и улучшения условий труда. Бытовая драка в Алматинской области была лишь проявлением недовольства, и начали ее, как мы видим, не казахстанские рабочие. Она используется сейчас китайским дипломатом, чтобы спровоцировать репрессии против бастующих, а также закрепить положение государственных корпораций, встречающих сопротивление коллективов и местного населения.
В этом заявлении консула кроется серьезная опасность, которая подстерегает весь народ нашей страны. В будущем китайские власти могут расценить любой конфликт и столкновение, как нападение на граждан КНР и на собственность Поднебесной и ввести ответные действия вплоть до введения своих полицейских или охранных подразделений на предприятия и объекты, находящиеся в Казахстане. Это цена переноса производства и громадных инвестиционных проектов, в которых массово участвуют китайские специалисты.
Только по проекту реконструкции стратегической дороги Усть-Каменогорск – Алматы, идущей от границы к крупнейшему мегаполису Казахстана, китайская сторона вложила 27 миллиардов долларов! Вы думаете, они теперь позволят просто так кому-то перечить или отдадут свои проекты? Нет, они постараются всеми силами отстоять интересы своих государственных корпораций, активно вмешиваясь во внутреннюю политику нашей страны и принуждая казахстанских чиновников проводить репрессии в отношении своих сограждан.
Если власти пойдут на поводу этих угроз, то можно с большой уверенностью говорить, что это вызовет не меньшие волнения, чем в прежние годы, и антикитайская риторика и выступления быстро перейдут в антиправительственные.
Тагир Баиров
Фото: silkroadnews.org