4 мая в казахстанских СМИ прошла информация, что власти Актобе запретили проведение шествия «Бессмертного полка», который до этого уже неоднократно проходил в областном центре. 9 мая по главному проспекту города курсанты летного института пронесут портреты 44 героев-участников Великой Отечественной войны.
Чиновники заявили, что якобы организаторы не вовремя подали заявку на проведение акции, а некоторым журналистам пояснили, что вообще не было никакой инициативы со стороны граждан на проведение данной акции. Дальше – больше. Власти Актобе вдруг озаботились тем, что якобы участники шествия «Бессмертного полка» потом выбрасывают на свалки и в мусорки портреты героев.
Правда ни одного такого случая в бывшем Актюбинске обнаружено не было, но власти решили отказом превентивно подстраховаться от выбрасывания портретов. Слушая такие доводы чиновников становится с одной стороны смешно, а с другой это вызывает чувство гнева. Ведь эти исполнители на самом деле лишь озвучивают установку, данную сверху.
Зная не понаслышке реальный расклад в Казахстане, местные назначаемые акимы не могли проявить собственную инициативу в данном деле ни при каких условиях. Это могла быть команда только из Астаны, пардон, из Нур-Султана. Актобе таким образом оказалась в авангарде борьбы не столько против «Бессмертного полка», как против всего общего советского наследия в виде памяти о Великой Победе.
Подобным шагом реальные кукловоды дают понять через Актобе, что «Бессмертных полков» будет меньше, что пора сворачивать эти общие празднества и вспоминать о единой некогда стране. Фактически на этом примере прослеживается новый этап тотальной декоммунизации, так как вслед за уничтожением всей «тоталитарной символики» (официальный термин в Казахстане ред.), теперь принялись за отмену шествий.
Актюбинским властям в этом деле не привыкать, так как ровно год назад в ночь на 20 мая 2018 года сотрудники акимата по-воровски демонтировали памятник первому советскому руководителю Казахской ССР и секретарю Компартии Казахстана Левону Мирзояну. Основанием для уничтожения памятника послужили требования националистов, которые усмотрели в его деятельности участие в массовых репрессиях против казахов в конце 30-х годов.
На кладбище советских воинов, погибших от ран в актюбинском госпитале, также орудуют вандалы, которых доблестные полицейские не могут никак поймать. И если бы это касалось только Актобе. В прошлом году в мае власти Шымкента уничтожили мемориальный комплекс и мраморные таблички рабочим Свинцового завода, погибшим на фронтах Великой Отечественной Войны.
В Алматы в парке 28-ми гвардейцев панфиловцев также орудуют вандалы, сбивающие надписи городов героев и звезды. Но и как в случае с Актобе, местные полицейские также никогда не находят виновников нападений. Более того, часть оград и сооружений в парке демонтировали сами власти, отказав в установке видеокамеры и полицейского поста.
Более того, депутаты Алматинского городского маслихата 7 декабря прошлого года на заседании постоянной комиссии по вопросам местного государственного управления и жилищной политике VI созыва приняли решение без обсуждений переименовать улицы героев Советского Союза Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой. Помимо этого, были переименованы еще около двухсот названий улиц, имеющих советские и русские названия.
Поэтому, почему мы должны удивляться запрету шествия «Бессмертного полка» в Актобе? Ведь и Шымкенте до сих пор неизвестно состоится ли это шествие или нет, так как с сайта телеканала «Отырар» убрали сообщение том, что власти согласились на проведение данного мероприятия. Организаторы в социальных сетях жаловались, что не могут добиться ответа от местного акимата.
То, что якобы шествие могут попытаться использовать некие «экстремисты», о чем трезвонят чиновники разных рангов, также не выдерживает критики, так как, например, власти Караганды уже второй год подряд запрещают проведение реконструкции форсирования Днепра 1943 года.
При этом, сами участники реконструкции разгневаны тем, что власти в качестве причины отказа указывают отсутствие средств в местном бюджете на эти мероприятия. На данную реконструкцию инициативные граждане сами собирают деньги и шьют одежду и в данной ситуации сотрудники акимата просто пытаются прикрыться абсурдными отговорками.
Да и раздача георгиевских лент не только не приветствуется в разных регионах, но ей всячески препятствуют. В частности, существует негласный запрет на ношение и распространение среди государственных служащих и бюджетных работников георгиевских лент. А в противовес этому уже четвертый год подряд власти внедряют свою «голубую ленту» и намерены даже ее впервые бесплатно раздавать в Астане, пардон, в Нур-Султане.
Это косвенно свидетельствует о стремлении казахстанских властей праздновать все же свою «независимую» победу. Так как очевидно, что голубого флага РК в 1945 году не существовало и это такое своеобразное стремление идеологов в Акорде выработать свои символы отличные от тех, которые приняты в Москве и использовались в Советском Союзе. В этом смысле надо рассматривать и стремление отмечать больше день защитника отечества 7 мая, подменяя даты.
Ну а если касаться попыток провокаций со стороны «экстремистов», то речь надо вести именно о подконтрольных казахстанским спецслужбам националистам, которые могут пойти на нападения и потасовки только с согласия своих кураторов. Ведь в прошлом году власти Казахстана пребывали в настоящем шоке, когда на «Бессмертный полк» вышло около двухсот тысяч казахстанцев разных национальностей только в одной Алматы.
Около сорока тысяч было в Костанае, и сотни тысяч по всем городам страны. Это как раз и испугало Акорду, так как это было своеобразным ответом и реакцией общества на тотальную декоммунизацию и дерусификацию введение латиницы и рост националистических движений и групп, поощряемых властями и спецслужбами. Теперь участников шествий пугают «экстремистами», «аблязовцами» и даже террористами.
На период шествия «Бессмертного полка» даже объявили об усиленном ведении службы для правоохранительных органов и подготовки антитеррористических мероприятий спецслужбами, что не было никогда в истории Казахстана. Это явное запугивание жителей и участников шествия, чтобы добиться снижения общего числа граждан на этих мероприятиях. Для Акорды уменьшение массовости этих шествий даже дело чести и принципа.
Ведь в Астане, то есть в Нур-Султане, уже понимают, что этот электорат, где больше людей, разделяющих прежние интернациональные и советские ценности, уже не такой лояльный как прежде, и явно не приветствует латинизацию и национал-популистские кампании властей. Поэтому отказы в проведении шествия «Бессмертного полка» в Актобе не случайность, а пробный камешек в деле постепенного вытеснения и масштабных празднеств из общественной и политической жизни страны.
Поэтому политика декоммунизации, преследующая цель полной дерусификации, шагает по стране семимильными шагами!
Айнур Курманов, сопредседатель Социалистического Движения Казахстана
Фото: riafan.ru