В прошлом месяце состоялась коллегия Минобразования, во время которой его руководитель Асхат Аймагамбетов заявил, что с 2023 года планируется переход на 12-летнее обучение, при этом будет внедряться латиница. Помимо этого, говоря о возможности обучения детей на русском языке, он отметил, что для властей одна из первостепенных задач – это сделать так, чтобы обучение на казахском языке было доминирующим, потому как это госязык, «и очевидно, что на госязыке должны обучаться граждане нашей страны». Несмотря на то, что заявление министра потом было опровергнуто, проблемы с русскими школами остаются.
При этом значительная часть талантливых абитуриентов, в основном казахов, едет учиться в российские вузы. В частности, по информации казахстанского посольства в России, число наших граждан, обучающихся в этой стране, составляет 74 тысячи, то есть 12% от всех уехавших за границу. За рубежом обучается 20% наших студентов, и данные посольства свидетельствуют о том, что основная часть казахстанцев выбирает учебу в России. Большая часть уехавших – это именно казахи, из них 41% заявили, что образование в соседней стране лучше нашего и что благодаря ему проще получить работу. 20% казахстанцев говорят, что оно выходит дешевле. 19% молодых граждан едут туда из-за русского языка обучения. 50% уехавших заявляют о желании там остаться навсегда, 41% пока еще не знают и немногим менее 9% хотят после учебы вернуться на родину. Как говорится, есть о чем задуматься.
Сотрясающие на протяжении многих лет школы и высшие учебные заведения реформы, осуществляемые под патронатом Всемирного банка, качество образования так и не улучшили. Об этом говорят результаты международных исследований. И что интересно, эти же исследования показывают, что дети, обучающиеся в нашей стране на русском, по знаниям значительно опережают своих сверстников, которых учат на госязыке. И это вполне объяснимо. Основная причина этого – огромное количество информации, научных работ, учебников и различных пособий на русском языке, и все это можно найти в Интернете.
Разрыв с русским языком объясняется политическими причинами – необходимостью освободить казахский язык от пяты тоталитаризма. В частности, потребность перехода на латиницу в Институте языкознания имени А. Байтурсынова прокомментировали так: «нужно освободить казахское письмо от пути тоталитаризма и пробудить национальное самосознание», а также это нужно «для дальнейшей консолидации с тюркоязычным миром». При этом опыт соседнего Узбекистана и очень низкий уровень квалификации преподавателей внутри страны показывают бесперспективность выбранного пути тотальной казахизации образования. В соседней республике переход на латиницу привел к разрыву поколений, плюс ко всему «латинизированные» молодые люди оказались отсеченными от огромного количества информации на госязыке на кириллице, накапливавшейся на протяжении многих десятилетий. Обучение же некоторым предметам на английском языке вообще что-то запредельное. Три года назад в республике протестировали преподавателей английского. В итоге стало известно, что 2815 учителей из почти 3,5 тысячи учебных заведений имеют низкий уровень квалификации.
В действительности причинами сегодняшнего состояния нашего образования в первую очередь является то, что оно оказалось захваченным прозападными правительственными и неправительственными структурами. На сегодняшний день многие эксперты считают, что через пару десятков лет грамотных специалистов любого профиля в нашей стране останется очень мало. По их словам, бедой нашего высшего образования является кредитная технология обучения, которая была внедрена в вузах свыше 10 лет, созданная для слаборазвитых государств для того, чтобы уменьшить финансирование обучения местного населения.
По рекомендации ОСЭР нашей стране нужно смягчить требования к образовательным программам и их содержанию и интернационализировать образование, то есть после этого оно фактически станет беспомощным перед зарубежными НПО. Кроме этой организации и Всемирного банка, в реформах нашего образования активно участвует Фонд Сороса. В отчете этой организации под названием «20 лет деятельности Фонда Сорос-Казахстан» говорится, что идеи о введении 12-летнего образования и защите казахского языка его. Вместе с тем фонд реализует в республике такие проекты, как «Школа для всех» и «Лидерство учителей Казахстана», формирующие из преподавателей «неформальных лидеров» в обход школьных администраций.
В нашей республике реформы образования осуществляют люди, являющиеся многолетними партнерами Сороса. К примеру, глава Минобразования, правда, он об этом предпочитает не распространяться. Ранее Анар Каирбекова, занимавшая одно время должность в одном из вузов, сообщила, что министр образования обучался в Московской школе гражданского просвещения, финансируемой странами-участницами НАТО. Преподавали в той школе все бывшие американские послы в РФ. Ее попечителями были известные отставники разведывательных и политических оборонных ведомств зарубежных стран, среди которых экс-руководитель британского разведывательного комитета Родрик Брейтвейт и экс-глава Генштаба Великобритании Чарльз Гатри. Спонсировали ее различные международные организации, главным из которых был фонд Сороса «Открытое общество». Шесть лет назад эту школу признали иностранным агентом. Помимо этого, по информации Каирбековой, фонд Сороса инвестировал средства в «Лигу молодых «Ансар», которой руководил Аймагамбетов, а также выплатил ему 2 тысячи долларов для того, чтобы он написал книгу «Бюджетный процесс: путеводитель и руководство к действию», правда, ее так и не издали. Исходя из этой информации, становится понятно, на кого работают «реформаторы», убившие наше образование, и из-за которых наши студенты хотят обучаться в российских вузах. А также понятно, по чьей указке был введен запрет на получение школьного образования в России.
Получается американские фонды навязывают свои идеологические установки правительству через чиновников, которые прошли обучение по их программам, как это было показано на примере министра Асхата Аймагамбетова. Может как раз этим и объясняются все бездумные либеральные реформы, которые разрушили нашу систему образования и продолжают ее уничтожать. Слепое подражание западным образцам приведет в итоге к тому, что основная масса казахстанцев в будущем будет неграмотными.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для «Эха Казахстана»
Фото: kt.kz