В начале этого месяца республиканская общественно-политическая газета «Қазақ үні» опубликовала заметку, в которой говорится, что глава Минобразования Асхат Аймагамбетов заявил, что «в Казахстане все учащиеся должны получать образование на государственном языке». То есть националистическое издание, требующее лишения официального статуса русского языка, которым заправляет парламентарий от «Ак жола», взяло и перекрутило высказывание министра, так как ему этого хочется.
На самом деле ранее глава ведомства обратился к казахстанцам со словами о том, что им нужно отдавать детей в казахские школы, которые «являются конкурентоспособными». По поводу изучения казахского языка министр заявил, что нужно «не заставлять, а мотивировать». Однако этому изданию, как и ему подобным, судя по всему, не впервой перевирать слова в своих интересах, учитывая, что из читателей редко кто обращается к первоисточникам. А ведь как раз такими средствами массовой информации сейчас проталкивается инициатива о прекращении госфинансирования русских школ, и даже звучат предложения такие школы закрыть вообще.
Тем временем потребность в русских школах в Казахстане сохраняется. Так, по информации Минобразования за 2018 год, тогда в нашей стране было 1195 школ с обучением на русском языке, в них обучались почти 379 тысяч детей. Около 573 тысяч детей обучались на русском языке в смешанных школах. То есть это почти 31% всех школьников. Я думаю, наше руководство не решится лишить возможности выбора языка обучения третью часть населения страны, потому как этой части казахстанцев это очень не понравится, и могут возникнуть серьезные проблемы в сохранении общественно-политической стабильности.
Казахстанские школьники по уровню знаний безбожно отстали от многих своих сверстников в других странах. Это подтверждают результаты, продемонстрированные казахстанскими учениками в рамках тестирования PISA-2018. Тогда в «общем зачете» Казахстан вместе с Азербайджаном и Боснией занял 62-64 места. В тестировании участвовали более 75 стран. То есть наши дети оказались практически в самом низу рейтинга, ниже только школьники в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в трех восточноевропейских государствах, внутри которых недавно происходили военные конфликты. Россия набрала на 80 баллов больше, то есть уровень знаний российских детей выше от наших на два с половиной года обучения. А ведь в момент развала СССР у всех республик были почти равные исходные условия.
По неофициальным данным, уровень знаний учеников казахских школ гораздо хуже, чем в целом по стране. В 2015 году уровень читательской грамотности учеников, которые обучались на казахском языке, был на полтора года ниже, чем у их ровесников из русских классов. Практически такой же разрыв был и в естественно-научной грамотности. По математическим знаниям учащиеся казахских классов отставали более чем на год от сверстников из русских классов. Многие тут же могут напомнить, что ученики казахских классов на международных олимпиадах становятся победителями чаще. Но тут стоит отметить, что побеждают в олимпиадах в основном ученики элитных школ и их в целом по стране 1,5-2%, и поэтому по этим детям не стоит судить об уровне школьного образования вообще.
Сейчас качество образования в казахских школах сильно хромает не только внутри республики, а и на международном уровне. Образование на русском языке лучше, но тоже не на самом высоком уровне. И тут есть вариант его улучшить с помощью дистанционного обучения в российских онлайн-школах, которые дают знания на порядок выше. Правда, за такое обучение придется заплатить, тем не менее оно выйдет гораздо дешевле, чем если приглашать репетиров. И что интересно, такую возможность сегодня использует большое количество казахстанцев.
Резкое падение грамотности связано напрямую с постоянным процессом бездумного реформирования системы образования, внедрения сырых и западных методик преподавания, а также с общей коммерциализацией системы и низким уровнем финансирования средних школ. Попытки же бюрократическими методами запретить русские школы и преподавание русского языка не только не улучшат ситуацию, а только ускорят деградацию и приведут к настоящей катастрофе. Необходимо, наоборот, отказаться от латинизации казахского языка и возвратить старые методики, проверенные временем. Иначе уровень знаний учеников с каждым годом будет только падать.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для «Эха Казахстана»
Фото: vestikavkaza.ru