Неработающие предприятия снижают эффективность госпрограмм и создают кормушки для коррупционеров, передает 365info.kz
Налоговики решили сократить количество неработающих предприятий, упростив для этого процедуру ликвидации. Раньше закрыть компанию было не так-то просто, теперь же под упрощенное закрытие попадают и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, которые:
- не предоставляли налоговую отчетность на протяжении 5 лет,
- не являются плательщиками налога на добавленную стоимость,
- не осуществляют экспортные и импортные операции.
Раздутая статистика
Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, полагает, что упрощение процедуры закрытия — это положительная мера, которую необходимо было принять давно.
— Получается, сегодня открыть предприятие можно за три дня, а закрыть и жизни не хватит. Долго же думали налоговики, прежде чем найти решение проблемы.
Более того, сегодня статистика по предпринимателям, мягко говоря, неадекватная. Если посмотреть, сколько их стоит на учете только в Алматы, диву даешься, откуда появились эти нереальные цифры, ведь такого количества бизнесменов не наберется даже во всем Казахстане!
Так что упрощенная процедура — абсолютно правильное решение, но, к сожалению, запоздавшее
Несколько лет назад была произведена перерегистрация постановки на НДС, уже тогда я был убежден, что эта процедура ликвидирует «мертвые» предприятия. Но увы, напротив, их пытались «реанимировать», а после стали снова сдавать «пустографки», — вспоминает Ямбаев.
Модная тенденция
В 2000 годах было модно на дни рождения дарить пакет учредительных документов.
— Тогда все хотели быть директорами. И родители, вручая сыну или дочери документы, с гордостью произносили: «Вот теперь ты директор!»
В дальнейшем этот тренд угас, на смену ему пришел новый — все ринулись на госсужбу. Выходит, родственники сослужили плохую услугу одаряемому, поскольку главное условие работы в госорганах — неучастие в бизнесе. Тогда
многие госслужащие, будучи владельцами дареных компаний, не могли их закрыть
и, как следствие, попали в капкан, а некоторым пришлось уйти с госсужбы. На рассмотрении дисциплинарного совета, членом которого я являюсь, таких дел было множество. Причем многие так называемые владельцы компаний ни дня не работали на своем предприятии, а лишь имели свою фамилию в числе учредителей, — отмечает эксперт.
Разрушение схем
Упрощение процедуры закрытия предприятий, по словам Ямбаева, сделает статистику объективной.
— Под нее ведь выделяются немалые деньги, разрабатываются программы, многие из которых вследствие статистических искажений проваливаются.
К примеру, так было с переписью населения.
— Тогда было выделено 10 млн долларов, а в итоге часть денег разворовали, многих посадили. Кстати, в тюрьме сейчас сидят и некоторые руководители налоговых департаментов, которые работали по таким коррупционным схемам, как отмывка НДС лжепредприятий и закрытие компаний. К счастью, сейчас эти схемы разрушаются, что тоже огромный плюс, — говорит Ямбаев.
Кнут для ленивых
Между тем экономист Асет Наурызбаев считает, что даже по упрощенной схеме закрытия ИП от владельца требуются определенные действия, не все захотят этим заниматься. Так что статистика может и не измениться.
— Реально количество неработающих предприятий будет сокращено, если помимо пряника будет какой-то кнут
То есть если к закрытию предприятий будут обязывать. Я считаю, что это незначительная мера. Тем более, что в последнее время произошли улучшения по сдаче отчетности.
Для многих будет проще сдавать нулевую отчетность, чем закрываться
Кстати, предпринимателям значительно облегчил жизнь тот факт, что отчетность теперь можно сдавать на портале электронного правительства, авторизовавшись через ЭЦП, — резюмировал экономист.