Ранее спикер Сената Маулен Ашимбаев заявил, что голод 30-х годов – это общая трагедия всех бывших советских республик и что анализировать эту тему нужно с научной позиции, а не политической. Его слова вызвали большой резонанс в обществе, особенно среди националистов. Так, общественник Мухтар Тайжан заявил, что тогда существовал «заговор против казахского народа – искусственно организованный геноцид, как Холокост, Голодомор».
Однако прозвучали и диаметрально противоположные высказывания. В частности, по словам политического эксперта Данияра Ашимбаева, голод в то время был и он ни кем не отрицается, однако говорить о нем, как об акте геноцида, совершенно неадекватно. Тогда были «ошибки в планировании и перегибы при коллективизации», написал в социальных сетях эксперт.
Также в Facebook появился пост политэксперта – Марата Шибутова. Он выложил фамилии всех членов госорганов, которые ответственны за голод 1932–1933 годов. В его посте фигурируют 15 человек. По словам эксперта, только четверых прислал центр – Голощекина, Волленберга, Тимофеева и Богданова. Другие являлись местными кадрами.
Для чего эта тема вновь поднимается? И как ее будут теперь изучать? Вообще эти вопросы уже довольно заезжены, они каждый год поднимаются, однако с каждым разом они становятся все более политизируемыми. И с каждым разом их подносят все более односторонне. Сейчас наше историческое самосознание по максимуму упрощают и мифологизируют. То есть сейчас все преподносится так: сначала существовали древние великие тюрки, затем Монгольская империя, после появилось Казахское ханство, а потом пришли большевики, которые всех коллективизировали. Да и вообще сейчас в нашей стране к изучению истории подходят проще. В связи с этим происходит потеря отдельных исторических периодов, из-за чего общественное сознание меняется, а также меняется система построения межгосударственных и межнациональных отношений.
Больше всего меня поражает в этой ситуации то, что всех заклинило именно на 30-х годах, то есть на негативе. Нам не рассказывают, чего добился Казахстан в советские годы, сколько школ, домов, предприятий было построено, что мы тогда бесплатно лечились и ездили по стране, куда хотели, без всяких виз и разрешений и т.д. А поднимается именно тема голода. Нам рассказывают, что плохая Россия хотела истребить наших казахов. Хотя в действительности никакой указки устраивать геноцид казахов не было, а это утверждение является фактом упрощения истории.
После Октябрьской революции активизация оседания поднималась по большей части казахскими партработниками и интеллигентами. Когда в СССР начали осуществлять коллективизацию в сельском хозяйстве, то в результате возникла кампанейщина, причем зачастую доходило до крайностей. Как перейти к социализму никто толком не знал, поэтому реформы проводили не спрашивая согласия у простых казахов. Во время этого зачастую возникала родовая борьба, также многие попросту сводили старые счеты. А если взять соседние страны – Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан, – то при коллективизации и принудительном оседании там голода не было.
Некоторые заявляют, что наша нация являлась самым нелюбимым народом Ленина или Сталина, что, по-моему, несусветная глупость, так как в то время именно представителей нашей нации было более всего у руля государства. Зампредседателя Совета народных комиссаров РСФСР на тот момент был Рыскулов, именно казахи являлись руководителями отдела национальностей ВЦИКа, главного органа, отвечающего за нацполитику в стране. В большинстве случаев требования, связанные с ускоренной коллективизацией и оседанием, а также способы достижения этих целей, шли из Алма-Аты. В остальных республиках перегибы были гораздо в меньшем количестве. Вместе с тем нужно вспомнить и политическую ситуацию в то время в руководстве Казахстана, которое не было единым во взглядах, там постоянно возникали разборки, причем по разным поводам, среди которых национальный, родовой, идеологический принципы и др.
Независимые исследователи говорят, что большинство ошибок в те годы возникало из-за позиции алма-атинского руководства. Причем это происходило как раз из-за местных ставленников – Джандосова, например. И все перегибы сваливать на одного Голощекина тоже не стоит. Помимо этого, для коллективизации в русские районы отправлялись русские партработники, а в казахские – казахи.
Поэтому попытки представить советский период истории как сплошное время репрессий, голодомора и ГУЛАГа являются стремлением переписать историю и возложить ответственность на современную Россию, которая является правопреемником СССР. Да и из этнических русских в казахском кинематографе и псевдодокументальных фильмах лепят образ гонителей, палачей и организаторов геноцида с целью демонизации и разжигания ненависти. Националистическая концепция идеологии не может не привести к конфликтам внутри страны, в том числе и по вопросам внедряемой декоммунизации и дерусификации.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для ИА “Эхо Казахстана”
Фото: zen.yandex.ua