Недавно в свет вышел проект по созданию в Казахстане госкомиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий. В связи с этим возник вопрос, а зачем нам нужна новая комиссия, если в республике уже есть аналогичный закон? Попытаемся с этим разобраться.
Начнем с того, что главная цель комиссии – это восстановление исторической справедливости в отношении жертв политрепрессий и незаконного преследования.
Для этого она будет инициировать законопроекты и выносить их на рассмотрение правительства. То есть нашу страну ждут новые законы по реабилитации жертв политрепрессий, что является странным, ведь в республике уже 23 года существует аналогичный закон.
Странно и то, что нынешняя власть, ругая и клеймя прошлую, предпочитает не замечать собственных репрессий или тех, что произошли в обозримом прошлом. В первую очередь это касается декабрьского восстания 1986 года, к подавлению которого и к репрессиям против его участников имели прямое отношение ряд нынешних высокопоставленных чиновников и депутаты обеих палат парламента.
В связи с этим складывается впечатление, что наше руководство специально акцентирует внимание на сталинских репрессиях, чтобы нынешние казались несущественными по сравнению с теми, что были. Но ведь дело не в объемах, а в отношении. Тем более что подавление антисоветских восстаний, голодомор и массовые репрессии 30-х годов были основой для существования тоталитарной власти. А декабрьские события 1986 и 2011-х годов явились лишь «контрольным выстрелом».
По-моему мнению, новая реабилитация в Казахстане является на самом деле кампанией по декоммунизации и дерусификации страны, а также отвлечением внимания от серьезных социально-экономических и политических проблем. Существует и другая угроза, когда ответственность за репрессии будет переложена на СССР, который будет представлен преступным государством. А раз Россия на сегодняшний момент является правоприемником Советского Союза, то и русский народ будет объявлен националистами коллективным виновником происходивших процессов. Это уже полностью украинский сценарий развития событий.
Султанбек Агеев, эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: kaztag.kz