До начала парламентских выборов в Казахстане осталось 45 дней. Они запланированы на 10 января следующего года. Подготовка к этому важному для всей страны событию проходит весьма активно: кто-то провел ребрендинг, а кто-то обновил состав. На фоне этого возникает довольно логичный вопрос, а почему именно в этом году партии решили заняться «реформаторством», нет ли подводных камней?
Нашумевший праймериз Nur Otan, как и ребрендинги Коммунистической народной партии и политпартии «Бирлик», объясняются новыми условиями, в которых проходит нынешняя электоральная кампания. Во-первых, выборы-2021 станут не только первыми с 2004 года, проходящими в конституционные сроки, но и первыми после состоявшегося в прошлом году транзита власти. По сути, они являются завершающим этапом запущенного процесса трансформации политико-властной системы.
Во-вторых, предстоящие выборы будут первыми после конституционной реформы, проведенной в 2017 году, которая расширила полномочия законодательного органа. Для тех, кто не в курсе, напомню, что после того, как выборы пройдут, правительство впервые отправят в отставку, а на формирование нового будет влиять победившая на выборах партия.
В-третьих, выборам-2021 предшествовала политическая реформа. В частности, было либерализировано партийное законодательство в части снижения количества членов, необходимых для регистрации политобъединения, а именно с 40 до 20 тысяч человек. Помимо этого, был закреплен статус и расширены права парламентской оппозиции.
Несмотря на все это, новых партий в Казахстане так и не появилось. К началу парламентской выборной кампании наша республика подошла с той же «партийной колодой», что, конечно же, не соответствует ожиданиям общества на новые лица в политике. Поэтому КНПК и «Бирлик» и были переименованы в Народную партию и «Адал» соответственно, чтобы хоть как-то удовлетворить общественный запрос на необходимость новых политических игроков.
Народная партия сейчас пытается охватить весь левый и социально протестный электорат и вступает в конкуренцию с Общенациональной социал-демократической партией, назвавшись «оппозицией». В свою очередь, «Адал», являясь партией крупных монополий, пытается придерживаться центристских позиций.
Все эти «обновления» старых партий и «праймериз» призваны оживить картину унылых парламентских выборов с шестью партиями с заранее известным результатом. Избирателей хотят переименованиями убедить, что перед ними совершенно иные политические формирования, готовые отстаивать их интересы. Пока, правда, мы не видим взаимности, так как партии просыпаются у нас перед самым моментом голосования, но разные цвета и оттенки все же удалось создать в рамках существующей политической палитры.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: vb.kg